Радиоканал Чемал Плейлист

IMG_20210718_125731 IMG_20210718_130020Культура и традиции, природа Горного Алтая приковывают внимание многих людей, оттого Чемал и сам Горный Алтай стали одним из наиболее посещаемых мест для туристов не только из России, но и других стран мира. Хочу вам представить одну из хранительниц алтайской культуры и быта Александру Валерьевну Стафееву.
— Александра, с чего началось открытие музея алтайского быта в Чемале?
— К созданию музея мы пришли вместе с моей мамой, Любовью Кулуновной Мекешевой, ветераном труда РФ, заслуженным работником культуры РА, она более 40 работает в культуре и она один из тех людей, которые стояли у истоков возрождения алтайских праздников и традиции в Чемальском районе (Чага-байрам, Эл ойын). Благодаря ей мы и открыли музей, так как основные экспонаты коллекции — это предметы, которые и сейчас используется в быту для изготовления молочных блюд традиционной кухни.
В начале 90-х годов, когда только образовалась Республика Алтай, мы переехали сюда из Усть-Канского района. С 1993 года совместно с Александром Кендышевичем Бардиным, Иваном Янкиновым, Карышем Улдаповичем Кергиловым они с Любовью Кулуновной возрождали традиции, культуру, праздники и быт народов Горного Алтая.
Я жила в этом красочном мире, и мне это очень нравилось, присутствовала на каждом из праздников. Тогда это очень вдохновило меня на изучение своих корней и традиций.
Мне всегда нравилось шить, рассматривать чегедек и множество других алтайских украшений, меня это завораживало. И я решила посвятить этому жизнь, поступив в Алтайский государственный институт культуры в г. Барнаул по специальности «музееведение, охрана памятников истории и культуры», это была моя цель – стать профессиональным музееведом. Во время обучения все мои работы были посвящены алтайской культуре либо жизни и творчеству Григория Ивановича Чорос-Гуркина, нашего знаменитого художника.
Так получилось, что я начала работать в Чемальском краеведческом музее, ездила на всевозможные конференции, которые проводил Республиканский национальный музей, это было время сбора и накопления информации. Сколько же мною было прочитано книг, публикаций, статей!..
— Что является основной экспозицией вашего музея?
— Чтобы популяризировать традиции алтайских народов, мы поставили этот традиционный чадыр, в нем две стороны: мужская и женская, очаг, на котором мы готовим национальные блюда, имеется шурум, который из чегена (кисломолочного продукта) готовит араку, её раньше употребляли для того, чтобы лучше переварить мясо, ведь это основная еда кочевников.
В связи с тем, что изначально село Чемал заложили миссионеры, а алтайцы здесь жили в летнее время, и у нас здесь традиции и культура не так поддерживались, как в других районах республики, мне очень хочется все это возродить, показать наш быт и культуру народа кочевников и скотоводов.
Это будет интересно и гидам нашего района. Порой, не зная самой культуры, они придумывают и/или приукрашивают истории и легенды нашего края. А мы готовы делиться знаниями. Для местных деток, школьников, интересующихся культурой своего края мы проводим групповые экскурсии, и сейчас очень много молодежи приходят к нам, интересуются культурой, бытом, валянием из шерсти.
— О чем вы рассказываете на экскурсии?
— Основные темы: религия, культура, быт, искусство. Есть люди, которым интересно и то, и другое или одно, но более углубленно, и я это поддерживаю. Предварительно обсуждаем организацию дегустации национальных блюд, но чаепитие у нас традиционно. Провожу мастер-классы для взрослых и детей по валянию войлока, традиционного алтайского ремесла. Им я занялась в осознанном возрасте, оно очень приятное. Хотя до этого, я много, чем увлекалась: и шитьем, и вышивкой, и лепила, и занималась керамикой. Но войлок стал моим основным занятием, и я благодарю за передачу мне опыта и вдохновения Ольгу Павловну Зиновьеву. Сейчас местные детки приходят ко мне заниматься и для меня это очень важно — передавать свое мастерство, возможно, что и я их вдохновлю, возможно, это станет любимым делом в их жизни и они продолжат традиции наших предков.
Женщина все время была занята домом, она всегда шила и украшала одежду, создавала обережные вещи, которые с трепетом хранили и ценили в каждой семье. И сейчас очень радостно видеть и у нас традиционно одевающихся женщин и детей, ведь с возрастом становишься мудрее и начинаешь ценить это. Конечно же, и у меня есть свой чегедек, который делает меня настоящей женщиной, хранительницей своего рода.
— Как вы видите свое будущее развитие?
— Очень хочу стать мастером по войлоку, сейчас конечно, это чуть больше, чем увлечение, но хочется в этом развиться и стать профессионалом. Я постоянно стремлюсь и создаю, что-то новое, я очень творческий человек и однотипная работа мне не на пользу, а вот творчеством, ремеслом я дышу и расту каждый день. В этом меня поддерживает и моя семья, что меня очень вдохновляет.
Вот эта работа, к примеру, создана по мотивам картины Игната Ивановича Ортонулова «Благословение весны»:

Эта девушка, она очень напоминает меня, мое состояние души. На ней пасется скот, муж и жена сидят на берегу реки, варят арахы. В этой картине идиллия, благополучие, в созвучии и гармонии с природой.
— Было в вашей жизни настольно яркое событие, которое вдохновило вас на изучение культуры и искусства?
— Да, мне было около шести лет, когда я попала на празднование Эл Ойына, все в традиционных костюмах, так много народа… И в тот день я увидела там впервые в своей жизни самого знаменитого в мире народного сказителя-кайчы Республики Алтай Алексея Григорьевича Калкина. Впоследствии он объявил конкурс, который я выиграла, играя на комусе и из его рук я получила главный приз. Сейчас, я понимаю, что это было очень значимым для меня событием, ведь до сих пор его сказания очень почитаемы, и для меня он стал очень ярким и важным в жизни моментом, можно сказать, предопределивший мое развитие на долгие годы.
— Александра, что бы вы пожелали людям, которые еще не нашли себя, свое любимое дело?
— Конечно, я только вначале пути, и этот выбор — он от сердца, и иду я по нему и осознаю, что он для меня очень важен, он правильный. Прислушивайтесь к себе, к своим желаниям. Ведь сейчас для многих из нас стоит первостепенная задача – это заработать деньги, чтобы просто жить и развиваться, но не всегда это так. Мы теряем самое главное – время, нужно искать занятие по душе, тогда мы сможем раскрыть все свои способности.
Сейчас я являюсь председателем местного отделения Российского союза сельской молодежи, при нем мы создаем «Клуб алтайской молодежи» от 14 лет и старше, чтобы вместе организовать мероприятия и участвовать в других мероприятиях как регионального, так и местного значения, для популяризации культуры алтайского народа.
Я за то, чтобы наша культура жила и процветала, поэтому, как музеевед, с радостью помогу в постановке экспозиции тем, кто хочет создать нечто подобное. Моя мама всегда мне помогала, ведь она является носителем традиций и выросла в традиционной алтайской семье, она часто подсказывает мне в плане алтайского быта и уклада, когда я в чем-то сомневаюсь. Я очень горжусь ею и стремлюсь быть похожей на нее. Порой что-то вспоминая, она рассказывает мне, и я в свою очередь представляю, как буду также же рассказывать своим детям и внукам тот опыт и знания, что она мне передает, ведь это формирует у них все необходимое для понимания своих корней, традиций и опыта наших кочевых предков.

Беседовала Галина Оськина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Версия для слабовидящих
Чемальский вестник
Счетчики
Индекс цитирования. Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг алтайских сайтов
«Узнай о своих долгах»!
Рейтинг@Mail.ru