Радиоканал Чемал Плейлист

IMG_6240

Наступил Великий пост. Какую задачу лучше поставить перед собой на этот период?
Для всех нас, кроме совершенных, к которым я, к сожалению, не отношусь, главная польза от поста именно в том, что мы осознаём свою немощь. Не будь поста — как бы мы узнали, что страдаем чревоугодием, горды?
А новоначальному очень важно начать поститься в знак смирения перед Церковью. Он не понимает ещё, зачем это нужно, но говорит, что раз Церковь установила пост, то буду поститься вместе со всеми. Я считаю, что это огромный шаг вперёд — когда человек решается не мерить Церковь своим умом, а просто начинать жить в Церкви.
У каждого своя мера поста, и если человек, имеющий духовный опыт, может её, пусть неточно, нащупать, то начинающему необходим совет духовника. Не только великий святой старец (это большая редкость, да мы и недостойны), но и просто опытный благочестивый батюшка может принести вопрошающему большую пользу. Главное — чтобы и чадо, и духовник осознавали свою немощь, молили Бога о вразумлении.
Непрестанная молитва в сердце, чтение только Священного Писания и святых отцов — идеал жительства, к которому должен стремиться каждый христианин. Не для всех это достижимо, я сам далёк от такой меры, но в духовной брани, как и в бою, если приходится отступать, то нужно это делать в порядке, а не трусливо убегать или — ещё хуже — переходить на вражескую сторону. Не получается жить Библией и Добротолюбием — почитаю что попроще: жития святых, письма Оптинских старцев мирянам. И на это не хватает сил — буду читать книги по истории христианства, религиозных философов.
Ещё больше немоществую — почитаю хорошую художественную литературу: Достоевского, Пушкина, Диккенса. Понятно, что даже высокого уровня светское искусство всё-таки искусство душевное, а не духовное. Поэтому, если я смотрю — пусть хорошие — художественные фильмы и читаю — пусть классические — романы, то это моя немощь. Но смотреть порнографию — это уже сравнимо с чтением вражеских листовок во время войны.
Надо ещё учитывать, что у каждого своя мера: что для одного человека может быть восстанием, для другого — падение. Вот смотрите, двое пришли в театр оперетты: один некультурный бомж, а другой монах. О монахе даже неприятно так думать, а некультурный бомж, может быть, вдруг решил: «Брошу пить, буду жить достойно». И на оторванные от выпивки рубли он купил билет в театр — этому радоваться надо, это, может быть, шаг к духовному возрождению.

Я вообще не смотрю на пост как на подвиг. Конечно, это мой личный опыт, и я не образец подвижничества, а человек немощный. Мне думается, что пост — дар Церкви каждому христианину. С чревоугодием, как и с другими страстями, надо бороться не только постом, а всегда, но на время поста мы получаем особую помощь — начинаем поститься, и страсть чревоугодия хотя бы на время ослабевает, это помогает преодолевать и другие немощи.
Бывает, что преступника, отбывающего наказание, за хорошее поведение расконвоируют. Он ещё остаётся несвободным, но есть частичное послабление. Вот и к посту я отношусь, как к такому послаблению. Конечно, гордость подсказывает, что совершаешь духовные подвиги, однако опыт показывает, что ничего, кроме того, что дал Бог, ты постом не сделаешь.
Но и то, что Бог даёт, мы порой принимаем не как должно. Если мы считаем, что постом чего-то лишаемся (ел мясо, а теперь нельзя), то относимся к нему не как к дару Божьему, а как к повинности. Разве Богу нужны такие оброки? Нет, правильно видеть в посте именно дар — нам даются силы на то, что мы обычно сделать не можем. Это касается огр ничения в пище и в супружеских отношениях.
Что касается духовных страстей, то я не вижу разницы между постными днями и всеми остальными. Всегда христианин должен бороться со злобой, гневом, пустословием, гордостью, избегать праздности. Конечно, ограничение в пище помогает и в этой борьбе, Бог даёт нам возможность подтянуться, усердней молиться.
Поэтому мне представляется неправильной сама постановка вопроса. Если я «поставил перед собой задачу» и выполнил её, то пост — это моё приношение Богу, значит, благодарить надо не Бога, а меня. Теряется духовный смысл поста — вместо того, чтобы осознать свою немощь, я придумал повод для гордости.
Протоиерей Константин Островский. «На приходе и в семье»

Насколько необходимо исповедоваться в течение Великого поста? И как часто нужно ходить в это время в храм?
Время поста — время усиленного внимания к своей духовной жизни.
Однако принципы этой жизни остаются теми же самыми во все времена: это принципы Православия. Регулярная исповедь всегда необходима христианской душе; во время поста полезны дополнительные усилия, чтобы исповедь была более частой и глубокой.
То же можно сказать о богослужениях. Нельзя «лезть из кожи вон» (Православие вообще не терпит крайностей), но более частое и глубокое участие в богослужениях нужно. Тем более что особые великопостные службы происходят только по будним дням: так что следует побывать хотя бы раз или два на литургии Преждеосвященных Даров, на повечерии с чтением Великого канона св. Андрея, на службе с Акафистом Пресвятой Богородице. Весьма желательно к этим службам подготовиться заранее, следить за ними по книжке.
Правда ли, что в течение первой недели Великого поста нельзя ничего ни есть, ни пить?
Правда легко смешивается с выдумками, в результате чего возникают грубые ошибки, недоумения и предрассудки.
Правда, что на первой седмице Великого поста (как и на Страстной — перед Святой Пасхой) люди постятся наиболее строго. Правда и то, что полное воздержание от пищи и даже питья в течение того или иного срока — при соблюдении ряда важных условий — не причиняет ущерба физическому здоровью человека. Услыхав про это, кое-кто решает «поститься всерьез»…
Но еще более важная правда состоит в том, что самовольный усиленный пост — без строгого контроля со стороны священника — смертельно опасен и физически, и духовно. Самовольно устанавливая режим поста себе и своим близким, ничего не стоит допоститься до психиатрической лечебницы.
Общему правилу — воздерживаться в пост от мясной и молочной пищи — должен следовать каждый, за исключением грудных детей и больных. Придя в храм на исповедь, что столь же необходимо в пост, как и режим питания, спросите у священника, какие еще ограничения вам надо соблюдать, чтобы с пользой провести пору Великого поста.
Иеромонах Макарий (Маркиш). «На пороге Церкви»
На фото: Чтение канона Андрея Критского в храме «Всех скорбящих Радость» Великим постом 2016 г.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Версия для слабовидящих
Чемальский вестник
Счетчики
Индекс цитирования. Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг алтайских сайтов
«Узнай о своих долгах»!
Рейтинг@Mail.ru