Радиоканал Чемал Плейлист

DSC_2228

«Народ средь гор, не знавший рабства, языческих богов моля, свое последнее богатство – готов был жертвовать коня. Но враг, до крови варвар жадный, остановиться уж не мог. Народ измученный и слабый совсем от горя занемог. Тогда зайсаны, жизнь спасая, надеждой трепетной горя, прошенье срочное подали на имя русского царя», – такими эпическими строками ведущие открыли Чага-Байрам – национальный праздник, имеющий статус государственного и отмечаемый в этом году в рамках 260-летия добровольного вхождения алтайского народа в состав России.
Затем ведущие озвучили благопожелание:
«Айлу-кyндy те?ерилy, агаш-ташту Алтайым,
Изип чыккан кyн jаркын,
Толуп чыккан ай jаркын
Алкыш-быйан сурап турум.
Албатым мени? макталзын,
Ак Алтайыма баш болзын!
(«Алтай под небом с луной и солнцем, с лесом и тайгой, излучающее яркий свет солнце, восходящая молодая луна, прошу у вас благословения. Пусть народ мой будет восхваляться, пусть белый сокровенный Алтай будет благословенен», – подстрочный перевод).
Под звуки топшуура и комуса на сцену в этот момент стали выходить артисты из творческих коллективов района, зазвучала песня в жанре старинного народного песнопения jа?ар, одного из видов алтайского музыкального искусства. Артисты и работники культуры попотчевали гостей праздника праздничными угощениями.
Перед гостями Чага-Байрама выступили глава Чемальского района Р.Б. Букачаков, председатель Совета депутатов района А.Л. Механошина, глава Чемальского сельского поселения В.И. Ромасюк, а также один из организаторов этого праздника, проводивший обряд благопожеланий, Яндиков Василий Иванович из села Бешпельтир.
Родион Букачаков подчеркнул, что праздник имеет государственную значимость, и Новый год по лунному календарю празднует вся республика. Согласно закону Республики Алтай Чага-Байрам является национальным праздником, он объединяет всех жителей региона, способствует тому, чтобы люди чтили обычаи народов. Глава района назвал главные события текущего года – празднование 260-летия добровольного вхождения алтайского народа в состав России и 25-летия Республики Алтай.
Александра Механошина, поздравив жителей района и пожелав, чтобы в каждой семье были мир, добро и любовь, обратила внимание на то, что такие национальные народные праздники позволяют нам намного лучше узнать историю и традиции друг друга и находить больше взаимопонимания.
Гостей праздника тепло поздравил Виктор Ромасюк, причем сначала он обратился к гостям праздника на алтайском языке. Василий Иванович Яндиков произнес благопожелания. Карыш Кергилов исполнил горловое пение. Особой частью праздника стал момент, когда работники культуры и гости Чага-Байрама, взявшись за руки, образовали большой круг, в центре которого находился костер, как символ единения.
Затем начался праздничный концерт с участием вокальных артистов и различных творческих коллективов Чемала, Бешпельтира, Элекмонара, Узнези и Куюса. Представление, длившееся более двух часов состояло из великолепных номеров, прозвучало много любимых в народе песен, народные композиции, зрителям продемонстрировали яркие танцевальные и шуточные номера.
На территории возле стадиона в этот день раскинулась ярмарка с различными товарами и продуктами. Часть сельских поселений организовали горячее питание участников праздника. Вкусными блюдами людей порадовали Чемальское, Бешпельтирское, Куюсинское и другие сельские поселения.
Второй часть Чага-Байрама стали соревнования по алтайским видам спорта. Состязались в этот день в пяти видах: камчи (сбивание фигур плетью), токпок чачары (бросание булавы), то?жаан jyгyриш (бег с партнером), кoдyрге таш (поднятие камня) и борьба кyреш.
Больше всего участников записалось на борьбу – 20 человек. Из них трое являются мастерами спорта России, пять человек – кандидаты в мастера спорта по самбо. По итогам состязаний 1 место завоевал Ардиматов Виктор, 2 – Жуков Артем, 3 место – Бедоткин Артур.
В соревнованиях по плетке приняло участие семь человек, представлявшие практически все сельские поселения. В итоге победителем здесь стал Штанаков Амыр из Бешпельтира, на второе место вышел Туменеков Сергей, тоже из Бешпельтира, и 3 место досталось Каланову Эдуарду из Узнези.
В поднятии камня победил Брагин Александр, осиливший камень весом 100 килограмм, 2 место у Лазунова Ильи, 3 место занял Батуев Станислав.
В беге парами победителями стали участники из Бешпельтирского сельского поселения, на втором месте Куюсинское и на третьем Узнезинское сельские поселения.
В бросании булавы отличился и занял 1 место среди мужчин Чирков Иван Чемал, 2 место досталось Старкову Максиму из Чемала, 3 место занял Каланаков Эдуард из Узнези. Среди женщин первой была Северинова Ирина из Узнези, второй Деделова Оксана из Чемала.
С наибольшим азартом зрители наблюдали за ходом соревнований по борьбе куреш и поднятию камня. Но и на состязаниях по другим видам их было достаточно много.
Спортивную часть на празднике в этом году отделили от культурной, руководствуясь соображением, что люди не могут одновременно наблюдать и успевать за всеми событиями. Да и блестяще выступавшим артистам изначально тоже хотел посмотреть на спортивную часть. В итоге все получилось, как и было задумано.
Чага-Байрам оставил после только положительные эмоции. В этот день, кажется, все без исключения были в хорошем настроении и ощущали душевный подъем.
О предназначении Чага-Байрама как народного праздника, знаменующего начало нового года по лунному календарю, своим мнением с нами поделился известный в районе общественный деятель Василий Иванович Яндиков. По его словам, Чага-Байрам как Новый год по восточному календарю почитаем многими народами Центральной и Юго-Восточной Азии. Наступление нового года связано с особой траекторией и появлением на небосклоне около Луны звезды, которую алтайцы называют Укер. Более двадцати лет назад традиция празднования Чага-Байрама начала возрождаться среди алтайцев Кош-Агачского района, затем она пришла и в наш Чемальский район.
Житель Чемала, хорошо известный в республике и за ее пределами мастер горлового пения, певец и музыкант Карыш Кергилов также связывает начала Нового года по восточной традиции со звездой Укер. Он рассказывает, что Чага-Байрам в Чемальском районе начали праздновать 22 года назад. У истоков тех событий стоял наш старожил Иван Егорович Янкинов. После переезда Ивана Егоровича этим стал заниматься сам Карыш Кергилов и его единомышленники. В этом году, в отличие от прошлого года, обряд, посвященный Чага-Байраму, проводился в двух местах. В урочище Чачкыш обряд рано утром на восходе проводили Карыш и еще несколько человек. Причем, по его мнению, на такие церемонии, согласно народному обычаю, должны допускаться только мужчины.
Алтай jа?жыгу аайынча Jаны jылды уткыыры керегинде бойынын шyyлтезин Бешпельтир jуртты? кижизи, калык ортодо jарлу Василий Иванович Яндиков айдып берди:
— Чага Байрам бастыра Азияны? албатызыны? байрамы. Jа?ы jыл киргенини? белгези те?ериде ?кер деп jылдыс чыкканы болуп jат. Ол jылдыс Айды? jанында турар. Ол чыгып келзе, кyнчыгыш jыл тоолошло Jа?ы jыл кирген деп айдып турулар. Кyнни? кoзи эмей узай тyжyп jат, айды? кoзи jымжай, jарый тyжет. Ол jакшы неме.
Абай а?данып jат, борсук база. Тынар-тындулар кыймыктангылайт. Удабас чыгарга jат. Кушты? кабортозы ыраак jерлерден jанып учып келет. Jыл jастен ууланып jатканын керелейт. Мыны? кийнинде Jылгайак тулаан айда. Байрамды oмo-joмo 20 jылга чыгара oткyрип турубыс. Чага Байрам Эре Чуйда? орныгып келген. Ары барып келетенис, Эре Чуйды? алтайлары бисти айылдайтан. Оно? ло сап тудунала, оны jылды? сайын oткyрип баштаганыс.
Ару jерде кыйра буулап, Алтайды алкап oткyрер байрам. Албатыга ырыс, су-кадык, ийде-кyч кожулзын. Албатыны? салган оды чокту болзын, талкан-кyли чачылбазын. Алтайыс ол куйак болуп корулаар, курчу болуп кичеер.

Алтай Республикада ады jарлу кайчы, кожо?чы ла кyy чyмдеечи Карыш Кергилов:
— Быjыл Чага Байрамысты oткyрип баштаганыста? бери 22 jыл болды. 1994 jылда баштаганыс. Бастыра республикада Чага Байрам oткyрип баштаган экинчи аймак бис болгоныс. Са? саларга Чечкиш деп jерди мен тапкан болгом. Jаан jашту oрoкoн Иван Егорович Янкиновло оны joптoдис, jараар деген. Баштапкы байрамды ол jа?даган. Кийнинде jылдарда oрoкoн кoчo берерде, jа?даарын мен уулалттым. Бyгyн база Чечкишке барып келдис, jа?дап койгон, ээленип калган jерди канай таштап ийер деп. Эки jерге са? салганында jаман неме jок. Кош-Агашта улус кажызы ла бойыны? айылында салып jат. Алтайына? алкыш сурап, быйанын айдып jадылар. Чечкиш мына? 20 беристе ыраакта, ары чыгарга ты? ла кyч эмес. Jа?жыкканы аайынча yй улусты ары эчитпей турубыс. Алтай jа?ла ондый jерге jа?ыс эр улус баратан jа?ду.
Бу байрамны? учуры алтайлар оны jебренне? бери jа?дап келгининде. Нени? учун кыдат, jопон албатыда кyнчыгыш jыл тоолош бар. Jыл эбирилгени ?кер деп jылдысла колбулу. Ол jылдыс эбирилзе, jыл солынып турган. Jа?ыс бис эмес, Азияны? кoп калыктары jыл тооложын шак бу jылдысла башкарынып, тoзoгилейтени озогыда? бери jа?жыгып калган. Бисти? кезик улузыс Jа?ы jыл jаскыда jа?ы jyрyм башталза болор учурлу деп айдыжат. Jе бисте ол jанына? Jылгайак деп байрамыс бар. База jаан байрам. Jе jыл эбирилип турганы, кандый да болзо, айла, кyнле, jылдысла тудуш деп айдар керек.

А. Кубашев

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Версия для слабовидящих
Чемальский вестник
Счетчики
Индекс цитирования. Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг алтайских сайтов
«Узнай о своих долгах»!
Рейтинг@Mail.ru