Разъяснения законодательства
Согласно определению, сформулированному в словаре С.И. Ожегова, взятка – это деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий.
В настоящее время сюда следует добавить и выгоды имущественного характера в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.
Взятки можно условно разделить на явные и завуалированные. Взятка явная – взятка, при вручении предмета которой должностному лицу взяткодателем, оговариваются те деяния, которые от него требуется выполнить немедленно или в будущем.
Взятка завуалированная – ситуация, при которой и взяткодатель, и взяткополучатель маскируют совместную преступную деятельность под правомерные акты поведения. При этом прямые требования (просьбы) взяткодателем могут не выдвигаться. Например, за общее покровительство по службе.
Уголовный кодекс РФ предусматривает три вида преступлений, связанных со взяткой: получение взятки (статья 290), дача взятки (статья 291) и посредничество во взяточничестве (статья 2911). По сути, это стороны одного преступления: ведь взятка означает, что есть тот, кто ее получает (взяткополучатель) и тот, кто ее дает (взяткодатель), а в некоторых случаях и лицо (посредник), которое передает предмет взятки от взяткодателя взяткополучателю.
Что может быть взяткой?
По смыслу закона предметом взятки наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (лечение, предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.
Кто может быть привлечен к уголовной ответственности за получение взятки?
Взяткополучателем может быть признано только должностное лицо-представитель власти или чиновник, выполняющий организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
Представители власти – лица, осуществляющие законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работники государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, (например, члены Совета Федерации, депутаты, члены Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судьи, работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями).
Лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции — это начальник финансового и хозяйственного подразделения государственного и муниципального органа, ЖЭКа, РЭУ, член государственной экспертной, призывной или экзаменационной комиссии, директор или завуч школы, ректор ВУЗа и декан факультета, главврач больницы или поликлиники и т.д.
Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.
К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.
Как отличить подарок от взятки?
В ст. 572 гражданского кодекча РФ указано, что подарок вручается безвозмездно, без встречных обязательств и передачи чего-либо со стороны одаряемого в ответ. В качестве подарка может выступать как материальная ценность, так и имущественное право (требование) либо освобождение, от имущественной обязанности. Подарки на Новый год, 8 марта, день рождения вполне традиционны.
Если принцип безвозмездности замещается обязанностью одариваемого выполнить определенные действия, используя служебное положение в интересах дарителя, то такое действие квалифицируется как взятка. Различие между подарком и взяткой состоит не в денежном выражении, а в мотивах совершения указанных действий. Главный принцип дарения — безвозмездность. Взятка передается в обмен на какое-то незаконное обязательство. Если даритель зависим от одариваемого, то принцип безвозмездности доказать трудно, а дарение может быть расценено как взятка.
На основании пп. 7 п. 3 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» запрещено получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц. Данный запрет касается только лиц, замещающих:
— государственные должности РФ, для которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное;
— государственные должности субъектов РФ;
— муниципальные должности.
Лицо, являющееся посредником во взяточничестве, освобождается от уголовной ответственности, если оно после совершения преступления активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве.
Гражданин, давший взятку, может быть освобожден от ответственности, если:
он активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления; имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица; после совершения преступления добровольно сообщил о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
Заявление о даче взятке или о коммерческом подкупе не может быть признано добровольным, если правоохранительным органам стало известно об этом из других источников.
Заведомо ложный донос о вымогательстве взятки или о коммерческом подкупе рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации как преступление (статья 306).
Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Республике Алтай
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.