Радиоканал Чемал Плейлист
Календарь
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

В те мгновения, когда я думаю об Иване Амыровиче Охрине, перед моим взором словно встаёт образ целого поколения. И это не высокие слова. Да-да! Образ всего многонационального народа Республики Алтай, олицетворяющий собой доблестный военный и славный послевоенный период.

Это поколение удивительных и талантливых людей, которые составляют сегодня гордость нашей республики: Д.И. Табаев, А.К. Бардин, С.С. Тюхтенев, В.К. Афанасьев, Н.А.Штанаков, А.Н. Чичинов, А.И. Чанчаев, А.В. Санаа, П.Ф. Попов, А.И. Кожабаев, П.Е. Голов, И.И. Сумачаков, В.К. Сабин и, конечно же, другие. Особая их черта — настоящий интернационализм. Не претендуя на постулаты научной теории этногенеза, мы вправе сказать об особой общности этнического менталитета жителей Алтая, основу которой составляют алтайцы, русские, казахи и представители других национальностей. Их объединяет какая-то внутренняя таинственная тяга к алтайской земле и Русскому миру. И.А. Охрин воплощает именно такие черты характера и духа.

Столь знаковой Личностью одарила наш родной Алтай Шебалинская земля. Иван Амырович вырос в селении Верх-Черга, прекрасно владеет алтайским народным языком. Обычаи и традиции народа в нём, как живое наполнение. Он также удивительно сочетает в себе алтайскую русскость. Патриот России, знаток русских традиций, поёт даже русские частушки.

Для меня нет необходимости пересказывать всю его биографию. В Республике И.А. Охрин широко известный и глубокоуважаемый человек. Много о нём сказано и написано: И.А. Охрину даже посвящена самобытная повесть Валентина Агафоновича Чеконова «И спустился он с гор» (2009). Родители Ивана Амыровича — простые чабаны: он вырос «от земли». И именно это заложило основу всей его жизни: трудиться, не отступать, преодолевать трудности. Таков он!

И.А. Охрин был комсомольским вожаком, прошёл путь от бригадира до председателя крупного райисполкома, вышел на уровень Республики, стал именитой личностью. Иван Амырович и сегодня, несмотря на свой почтенный возраст, в строю. Он на виду, всегда в действии, активно участвует в мероприятиях, своим присутствием, своими советами наполняя их знаковым содержанием. Он патриот своей малой родины, защитник общественных интересов: никогда не думал только о себе, а об общем деле: свидетельством тому многочисленные награды местного, республиканского и федерального уровня. В нелёгкое годы образования республики был одним из активнейших участников этого важнейшего процесса политической жизни Алтая.

Об Иване Амыровиче Охрине писать легко. Но в то же время и – трудно: в силу неимоверной сложности ушедшей эпохи — борений, утрат и обретений. Вот почему в день 85-летнего юбилея нашего славного земляка я счёл верным поделиться некоторыми именно «живыми штрихами» из его биографии, связанными со мной. Рассказать о том, как я его представляю, исходя из своих личностных пониманий и чувств. Я искренне благодарен Ивану Амыровичу и за его мысли, и за отеческое ко мне отношение: справедливость, открытость и честность позиции; остроту и боль его дум о нашем родном Алтае!

…Кто-то из древних и мудрых верно сказал: «Дни идут, а годы летят…» Годы, действительно, летят! Вроде, совсем недавно был конец бурных 1980-х и начало приснопамятных 1990-х, а минулоуже не просто три десятка лет, но целая ЭПОХА. Когда пошли новые веяния, свежие подходы в национальных вопросах, у нас в Республике в целях возрождения отдельных элементов самоидентификации нашего народа, возродилось движение зайсанов, и большие сеёки на различных своих мероприятиях коллегиально стали избирать зайсанов из числа авторитетных и уважаемых людей. Затем это оформлялось в соответствующих юридических учреждениях. В моей памяти сохранился такой эпизод.

К этому времени уже были избраны зайсаны майманов, тодошей, мундусов, телёсов и других родов. И вот собрались представители тонжанов. На эту встречу пришли многоуважаемые Михаил Васильевич Карамаев, Степан Сузанович Тюхтенев, Иван Амырович Охрин; наши знаковые представительницы женской половины Алтая Роза Санабаевна Алушкина и Мария Викторовна Барантаева; известный композитор Александр Александрович Тозыяков. И мы стали обсуждать подготовку к проведению курултая тонжанов. С мыслью, как бы нам не отстать от общего процесса и подобающим образом провести свой. Ведь, по правде сказать, это же «тысяча и одна» задача!..

Но главное, мы на этом курултае должны избрать зайсана своего рода. Пока все долго обсуждали, Михаил Васильевич Карамаев сидел с закрытыми глазами, по-философски что-то осмысливая. И, открыв их, убеждённо сказал: «Дорогие мои! Зачем же нам сейчас устраивать это хлопотное из хлопотнейших мероприятий со всеми вытекающими отсюда последствиями. Зачем лишний раз будем беспокоить массу людей». И, сделав паузу, изрёк: «Так у нас же, у тонжанов, есть от Алтая-Кудая прирождённый зайсан». И недвусмысленно посмотрел в сторону Ивана Амыровича Охрина.

«Но, чтобы всё было согласно действующим канонам, – продолжил свою мысль М.В. Карамаев, – давайте это протокольно оформим, разработаем устав, сделаем заявление в регистрационный орган. И опять-таки: чтобы всю эту работу привести в должный вид, у нас есть готовый человек – вот он, юрист Тюхтенев Степан Сузанович.

И мы, конечно же, вняли мудрым словам М.В. Карамаева. Потом мы долго ещё обменивались мнениями, обсуждали ситуацию, размышляли о древнем роде тонжан. В свою очередь, к общей радости и общему удовлетворению, Иван Амырович выразил готовность быть зайсаном.

Не могу не вспомнить и ещё один, особо памятный для меня момент. Когда я в конце 80-х годов учился в Москве, в аспирантуре Академии Общественных Наук при ЦК КПСС, мы в гостинице «Россия» встретились с И.А. Охриным, приехавшим на съезд профсоюзов работников сельского хозяйства. Долго говорили об Алтае, о сути времени и «веяниях» горбачёвской перестройки. Мы уже тогда остро чувствовали, что страна «идёт не туда».

Я рассказал Ивану Амыровичу немного о себе и особенно о том моём ощущении: в какое же всё-таки переломное время я попал в Москву! А мог бы и не оказаться здесь. Я долго сомневался, ехать на учёбу или нет. Среди многих сомнений были и вопросы, не зависящие от меня. Тогда меня пригласил к себе председатель Горно-Алтайского облисполкома Михаил Васильевич Карамаев и, по-отечески глядя в глаза, сказал: «Диман, ты должен ехать учиться в Москву. Не каждый раз для алтайца представляется такая возможность. А эти проблемы, о которых ты говорил, мы решим здесь сами. На то мы и власть». Услышав это, И.А. Охрин, помолчав, вымолвил: «Какой же у нас мудрый Михаил Васильевич, как нам всем повезло с ним! Давай, Диман, позвоним ему сейчас домой!» И мы позвонили. Он так обрадовался…

Это были воистину горькие времена: ломались, казалось бы незыблемые ранее, основы; крушилась структура предприятий и организаций, разрушались коллективы и наработанные десятилетиями связи. С виду вроде бы безобидный и даже благостный лозунг «Больше социализма, больше демократии» обернулся откровенной бедой. «Отец перестройки» везде импровизировал, ломая привычную программу и стремясь «общаться с народом». Обещал смело «рубить партийной саблей», немедленно начать сокращение раздутого бюрократического аппарата. А вспомнить буквальные слова «вождя эпохи» в его первую поездку в Норильск в отношении руководителей производств: «Не бойтесь начальников, которые боятся перестройки. Давайте бороться с ними вместе! Вы их – снизу, а мы – сверху!» (Уже вскоре пожелание Генсека было исполнено: в Норильске вспыхнула первая массовая забастовка…)

Мы понимали рассудком, что Перестройщик ведёт страну к краху. Но не могли принять это ни сердцем, ни душой. Иногда я и сегодня задаю себе этот болезненный, горький, вселенский вопрос: Виноваты мы?» Да. «Не виноваты?» Тоже да. Но это случилось с нами и со страной…

И позже, когда я работал вице-премьером, спикером парламента, Иван Амырович всегда приходил, помогал добрым и мудрым советом. Он и сейчас ещё сильно переживает, когда мои недоброжелатели говорят в спину откровенную чушь… Дорогой Иван Амырович! Стократ верна народная мудрость: «На чужой роток не накинешь платок». Нам нечего стыдиться и нам есть, чем гордиться!..

И.А. Охрин и сегодня с открытой душой выходит к людям, общается с ними, никогда не забывает друзей. Долго и счастливо прожил онс супругой Марией Викторовной — матерью его детей. Но болезнь есть болезнь. В этом трагизм невозможности исправить неисправимое…Так случилось, что она ушла из жизни. Иван Амырович несказанно переживал. Его поддерживали дети и друзья. Лишь со временем боль приутихла: течение жизни и круговорот забот притупили её. Иван Амирович вновь обрёл близкого и желанного ему человека — Лидию Иларионовну Бедареву, с которой они идут по жизни рядом и с которой Иван Амырович встретил достойную старость…

Со своей супругой Лидией Илларионовной они – всегда участливые, радушливые  и приветливые – неизменные участники событий Республики. Лично мне памятны наполненные противоречиями дни накануне переписи населения 2010 года. И для меня в это непростое время были очень ценны советы и поддержка Ивана Амыровича.

Я вновь и вновь обращаю свой мысленный взор к той знаковой конференции «Единство этнического и культурного разнообразия – основа устойчивого развития Республики Алтай», когда пришлось исправлять непростительные ошибки некоторых наших известных соплеменников, допущенные в начале 2000-х годов… И вспоминаю слова глубинной сущности, которые произнёс на той судьбоносной конференции режиссёр нашего национального театра Николай Паштаков: «Глубокоуважаемые сородичи, молча, про себя, внутренним голосом обратитесь с вопросом к духам Михаила Чевалкова, Григория Чорос-Гуркина, Николая Улагашева и Алексея Калкина: «Кем они себя считают: телеутом, туба, теленгитом?» Я думаю, они бы дали вам верный ответ на ваши вопросы. Имея в духовном наследии таких титанов, имея многовековую историю, живя на священном Алтае, мы с вами не можем и не имеем права быть сиюминутными, как не могут быть мелководными наши многоводные Бия и Катунь». Какая искренняя, ёмкая, справедливая, животворящая мысль!..

И ещё. Мы всегда должны нести в своих сердцах чувство благодарности старшему поколению, внимать их мудрости. Сегодня заслуженно отдаётся дань памяти таким выдающимся личностям, как Ч.К. Кыдрашев, М.В. Карамаев, В.И. Чаптынов. Мы говорим в адрес этих знаковых государственных и политических деятелей много достойных, справедливых и заслуженных слов. Но, говоря словами великого поэта, «в груде дел, в суматохе явлений» – подразумевая бурный ход исторических событий уже нашей эпохи, мы как-то упускаем, а с течением времени даже и подзабываем имя, скажем, Николая Михайловича Киселева – первого секретаря обкома, человека глубинной русской духовности, который неожиданно озвучил в те «глухие» годы вопрос самостоятельного статуса алтайской государственности. И, конечно же, мы сегодня с благодарностью должны обратиться к именам Юрия Степановича Знаменского, Владимира Ивановича Петрова, Бориса Кондулеевича Алушкина, Виктора Александровича Облогина и других.

Среди этой когорты ярких и недюжинных людей Алтая стоит и наш славный земляк Иван Амырович Охрин – глубинный умом, твёрдый духом, крепкий телом (со стальным пожатием руки, способной удержать самого марала!), по праву носящий имя незаурядной личности. В нём главенствуют мудрость и рассудительность, взвешенность и государственность человека, сознающего свою ответственность перед народом. И.А. Охрин доносит до земляков всю ёмкость и силу своего жизненного опыта, своей исключительной индивидуальности. Его сокровенные мысли и мечты – о колыбельной земле Алтая, будущности родного Отечества. За И.А. Охриным – бережение своего народа, его истории и культуры. Он, как истый аксакал, всегда думает о достойном воспитании нашей молодёжи.

Мы, алтайцы, как никто иной понимаем: зайсан – не просто старейшина рода и носитель некой почётно-представительской функции. В расширительном восприятии это – князь, воевода, предводитель, распорядитель, управитель; если хотите – властитель дум. Я в полной мере убеждён, что именно эти чаяния исповедует наш большой «зайсан от Алтая-Кудая» Иван Амырович Охрин, направляя свои усилия на сохранение духовно-нравственных устоев народа, многовековых обычаев и традиций алтайцев, отеческое окормление подрастающего поколения.

Диман БЕЛЕКОВ,

Народный писатель Республики Алтай

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Версия для слабовидящих
Чемальский вестник
Счетчики
Индекс цитирования. Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг алтайских сайтов
«Узнай о своих долгах»!
Рейтинг@Mail.ru