Радиоканал Чемал Плейлист

Учительница, пришедшая в школу совсем девчонкой, в конце истории предстаёт перед нами Учителем с большой буквы. Но как всё началось?
Далеко, в глухом урочище Уйтушкен Эликмонарского района, в большой алтайской семье Ульяны Алексеевны Бабрашевой и участника Великой Отечественной войны Топчылай Бабрашева, в 1952 году родилась долгожданная девочка Лида. Росла девочка послушная, красивая, работящая, помощница во всех смыслах слова, а помощь в то послевоенное время была ох как нужна. Колхознице Ульяне Алексеевне, матери детей, некогда было смотреть за детьми, потому что время такое было. Дела государственные важнее дел домашних. Отец семейства вернулся с войны инвалидом, и поэтому матери пришлось работать за двоих: конюхом, дояркой, телятницей (пояркой), возить на бричке со стоянки молоко. И вот день и ночь колхозницы, не покладая рук, работали на колхоз. А малышей кто растил? Бабушки и малышня, которая взрослела не по годам. И Лидии пришлось это учесть. В летнее время надо было помогать матери по работе, поэтому она заменяла маму телятницей (пояркой) в колхозе. Работа была не по силам. Пойла, варившегося в больших казанах, должно было хватить телятам на целый день. И после кормления Лида на следующий день в эти казаны таскала воду и готовила костёр, чтобы с утра, прибежав, разжечь его. Все дети, которые жили в урочище Уйтушкен, умели доить коров, помогали родителям на ферме, участвовали в уборке сена до начала учебного года. Лида с 6 лет доила коров, помогала матери. На трудности не жаловалась, потому что не знала, что это трудно.
Кроме того корма требовались и для домашнего скота. И поэтому сено приходилось заготавливать ночами. Сознание было, что так должно быть, что всё государству, всё на благо народа. Жили дружно, помогали друг другу семьями. В то трудное послевоенное время понятия взаимовыручки, помощи друг другу стали первоочередными даже для малышей.
В свободное время Лида любила играть с детьми в учителя. Вместе с детворой читала, считала. Лиде, как самой старшей среди детворы, нравилось обучать, наблюдать, замечать любознательность детей. Именно в это время, наверное, зародилась педагогическая изюминка в девочке, помогавшей матери растить и воспитывать своих трёх братьев. Мать и отец девочки очень хотели, чтобы дети выучились, стали грамотными людьми. Отец закончил 2 класса церковно-приходской школы, однако был очень грамотным человеком. До войны 2-3 месяца работал в Уйтушкене председателем колхоза имени Молотова, бригадиром, учётчиком на ферме. Мама Лиды Ульяна Александровна в своё время тоже хотела стать грамотным человеком, но не суждено было ей выучиться. Её как дочь зайсана не приняли на учёбу. Не суждено было родителям выучиться, но родительские мечты в жизнь воплотили дети. С благословения, напутствия и старания родителей старший сын Владимир стал известным писателем Республики Алтай, единственная дочь Лидия – заслуженным учителем Республики Алтай, сын Пётр – талантливым учителем географии в Бешпельтирской школе, Эдуард – известным политиком, членом Общественной палаты РФ, генеральным директором ООО «Горно-Алтайская типография». Конечно, история учёбы каждого ребёнка – это совершенно отдельная история.
В 1968 году, после 8-го класса, Лида поступила в национальную школу. Умер отец, и поэтому Лида вернулась в родное село поддержать мать. Год проработала в колхозе «Туулу Алтай». В 1969 году поступила в Горно-Алтайское педучилище. Во время работы в колхозе про неё много печатали статей в областной газете. Эти статьи печатал Кузуш-Василий Чапанович Суразаков. И поэтому работящей, исполнительной, аккуратной девочке напутствие дала Ольга Ивановна Тартыкова – председатель областного исполкома: «Чтобы обязательно ехала учиться, чем могу, помогу поступить». Ольге Ивановне Лидия была знакома по статьям из газеты. В педучилище проучилась четыре года и получила специальность — учитель начальных классов и старший пионерский вожатый.
Свой трудовой путь Лида начала в 1973 году в качестве пионервожатой в селе Курай Кош-Агачского района. На этой невысокой, на первый взгляд, должности она смогла проявить свои педагогические способности, о чём говорят благодарности за успехи в деле воспитания молодёжи, полученные ею в тот период не только за знания, но и за воспитание. Характер, добросовестность, патриотизм Лиды заметили. В комсомоле, в партии была всегда на хорошем счету. Два раза была избрана депутатом Курайского сельского совета. Возглавляла районный пионерский отряд горнистов и барабанщиков. Во время пионерских слётов пионеры Лидии Васильевны всегда возглавляли районную группу пионерских активистов. Это всегда считалось достойным, почётным, давало повод для гордости. Вместе с пионерами ездили с концертами, с тематическими выступлениями на заставу к пограничникам. К праздникам 1 мая, Дню Победы, 19 мая всегда ставились спектакли, торжественные концерты, литературные чтения. А тимуровская помощь, концерты для ветеранов были обязательной частью работы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Версия для слабовидящих
Чемальский вестник
Счетчики
Индекс цитирования. Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг алтайских сайтов
«Узнай о своих долгах»!
Рейтинг@Mail.ru