Итак, на участке нижней Катуни между устьями рек Эдиган и Чеба располагается одни из самых сложных порогов на Катуни – Тельдекпень-1, 2. Здесь река прорезает себе путь в скалах, образовав двухкилометровый каньон с отвесными стенами. Черные, обработанные водой береговые скалы, придают некую суровость и мрачность этому месту. С алтайского языка Тельдекпень переводится как – «дорога поднялась, поднявшаяся». Пороги «Тельдекпень-1» и «Тельдекпень-2» — это интереснейшие природные явления со стоячими валами, запутанной динамикой струй и крупными водоворотами. Здесь можно наблюдать эффекты «кипения воды». Квалифицированная группа водных туристов без особого труда пройдет здесь без разведки, однако, бушующий поток воды может катамаран здесь не раз и не два покрутить вокруг своей оси, а то и загнать в какую-нибудь ловушку среди скал, откуда будет непросто выбраться, пока сама река этого не пожелает. Порог «Тельдекпень — 1» (77 км Чемальского тракта) представляет собой длинный скальный коридор с отвесными берегами. Огромная масса воды сжатая скалами образует хаотические струи и водовороты. В пороге условно две ступени, одна на входе – небольшой слив, вторая через 300 м. – более мощный слив. В этом месте над р. Катунью расположен подвесной мост. Наблюдение за бурлящим потоком воды, пробивающимся сквозь узкое скалистое ущелье — завораживающее зрелище. С шумом, визгом проносятся под мостом рафты с туристами, изливая бурю восторгов на зрителей.
Своеобразной местной достопримечательностью Чемальского района является и Ороктойский мост. Вопрос о строительстве моста в районе сел Ороктоя и Эдигана поднимался еще в алтайских сказках о богатыре Сартакпае. На сельском совете села Ороктой в 20-х годах прошлого века также ставился вопрос о строительстве моста или паромной переправы через Катунь. Паромная переправа была возведена и действовала длительное время. Сначала она была деревянная, потом заменена на металлическую, привезенную из Платово. Паромная переправа располагалась выше современного моста и Тельдекпенских порогов. Сегодня о ней напоминают 2 металлические трубы, торчащие из земли и подъездные дороги. Позднее, в самом узком месте скалистого ущелья Тельдекпень 1 сооружали подвесные мосты, но и они были снесены своенравной Катунью. Сегодня бетонные основания и искореженные металлические конструкции старого моста можно увидеть при тщательном осмотре порогов. Место для строительства современного моста выбрано не случайно: это самое узкое место (74 метра) реки с высоким скалистым берегом. Мостовой переход строили в течение 4 лет и ввели в эксплуатацию в 2000 году. Это было радостное событие для жителей села Ороктой. Объект по всем алтайским обычаям освяти Бардин А.К. По православным традициям – отец Феодосий из г. Новосибирска. Руководил строительством «моста жизни» Яныканов В. Л. Ороктойский мост выстоял во время стихийного паводка в мае 2014 года, продолжая служить людям.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.