«По понятиям алтайцев, Алтай не просто горы, леса, реки, водопады, а дух, щедрый, богатый исполин великан. Для живущего здесь народа Алтай — живой. Сказочно красив он своей многоцветной одеждой лесов, трав… Туманы, его прозрачные мысли, бегут во все страны мира. Озера — его глаза, смотрящие во Вселенную. Водопады и реки — его речь и песни о жизни, о красоте земли, гор». Г. Гуркин
Выдающийся художник Г.И. Чорос-Гуркин оставил огромное наследие, включающее пейзажи, портреты, графику, этнографические рисунки, иллюстрации к народному эпосу и зарисовки археологических древностей, выполненные в результате длительных экспедиций по Алтаю. Творчество Гуркина неисчерпаемо. Каждое поколение будет открывать искусство художника заново, настолько оно богато чувствами, мыслями и ассоциациями.
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина в с. Анос 12 января отметил 155-й День рождения великого алтайского художника и общественного деятеля. Всем своим сердцем художник полюбил это живописное место у подножия горы Ийт-Кая. Все, к чему он прикасался, оживало и радовало, он создавал мир красоты и любви. Так хочется, чтобы к 160-летию Г.И. Чорос-Гуркина был восстановлен сад и озеро в музее-усадьбе.
Обо всем об этом поделился с нами хозяин музея-усадьбы Евгений Сергеевич Тукуеков, он гостеприимно встретил гостей и почитателей таланта великого художника, представил вниманию собравшихся Вячеслава Сергеевича Торбокова, заслуженного художника Республики Алтай. Вячеслав Сергеевич порадовал всех презентацией своей новой картины «Возвращение мастера». Художник изобразил Гуркина молодым, полным сил – это означает, что он вернулся, как воин и боец. Это аллегория, — он возвращается к нам через свои картины в разное время года, поэтому здесь изображены эпизоды картин: «Хан Алтай», «Маральник весной», юрта, зима, осень.
С огромным интересом все слушали Вячеслава Сергеевича, он преподнес интересные факты из жизни и творчества Г.И. Гуркина: «Я не искусствовед и не историк… Многие из вас были в Национальном музее в Горно-Алтайске, видели оригиналы работ художника, — знаете историю этих картин. Выскажу свои размышления по поводу творчества Гуркина. Начну с того, что Григорию Ивановичу в жизни действительно повезло. Он практически самодеятельный художник, его образование — это церковно-приходская школа, иконописный класс, где он работал иконописцем, с этого он и начинал. И стал великим живописцем!
В те годы были миссионерские журналы, в которых, видимо, наряду с литературой и иконописными картинами, печатались репродукции картин известных художников. Там было много репродукций работ Шишкина — выдающегося русского художника, и, естественно, Гуркин оттуда срисовывал, копировал, старался подражать и так далее. Он даже в мыслях не мог подумать, что, живя где-то здесь, он может стать учеником самого Шишкина.
Важным этапом жизни оказалось знакомство Гуркина с Анохиным, учеником певческой капеллы, который ему помог, т.е. судьба ему давала знаковые встречи, думаю — не без помощи Господа Бога. Андрей Викторович Анохин посоветовал Григорию Ивановичу поехать в Академию художеств в Санкт-Петербург. В Академию тогда было поздно, поэтому его принял к себе Шишкин, и он в течении пяти месяцев с осени 1897 года был индивидуальным учеником Шишкина, практически был членом семьи и работал вместе с Шишкиным в его мастерской. Что самое интересное, — в это время Шишкин писал знаменитую картину «Корабельная роща». Гуркин мог видеть, как знаменитый мастер работает над этой картиной, и, следует сказать, что он как бы был подготовлен воспринимать это обучение.
Сейчас я покажу первый рисунок Гуркина, который он написал в Паспауле карандашом, когда он там учительствовал. Этот рисунок совершенно самостоятельный, выполнен еще в 1891 году. Мы видим, что уже проявляется его мастерство будущего художника, он достаточно смело рисует, композиционно профессионально делает иллюстрацию. На переднем плане трава, листья — уже мастерски нарисовано, а ведь совершенно никто не учил его этому. Одна из основных работ — картина «Камлание. Ночь жертвы» — это его сюжетная картина 1895г., здесь художник отлично владеет светом, мы видим два освещения: от костра и от лунной ночи, это довольно высокий уровень. Он в первый же месяц обучения показывает такой уровень. Шишкин, как известно, в свое время был первым рисовальщиком в России. Он настолько был знаменит! И много было издано отдельных альбомов Шишкина – для ычех людей. И нам хотелось бы, чтобы был издан альбом Гуркина. Первые работы художника похожи на работы своего учителя. В частности, Шишкин очень много в своих этюдах изображал упавшие деревья. В 1892 году, Чорос — Гуркин маслом пишет похожую работу, но я считаю, что работать маслом — это достаточно высокий уровень. У Шишкина много работ, написанных в технике «тушь\ перо» — и в работах Гуркина в это время мы видим полотна, выполненные, как бы в стиле и манере Шишкина.
Кстати, в советское время у наших художников эта техника была популярной, сейчас как-то перестали рисовать пером, только работают маслом. 8 марта великий живописец Шишкин умирает на руках Гуркина. После смерти своего учителя Григорий Гуркин организовывает выставки картин и этюдов своего мастера. В это время он разоблачал тех художников, которые пытались заработать на имени Шишкина. Через год Гуркин подает заявление в Академию и становится вольнослушателем мастерской замечательного педагога — художника А.А Киселева, который возглавлял пейзажный класс.
Два выдающихся художника дали очень многое Гуркину. В дальнейшем, приехав на Алтай, алтайский художник создал свой неповторимый стиль, как графики, так и живописи. Я часто думал, почему он не Аскат выбрал, а Анос, оказалось что здесь жили его родители».
В Аносе художником были созданы все его наиболее известные произведения: «Хан Алтай», «Ледоход», «Корона Катуни», «Оттепель», «Кочевье в горах», «Озеро горных духов», «Алтай. Горная долина» и другие, показанные на персональных выставках 1907–1915 гг. в Томске, Красноярске, Иркутске, Барнауле, они принесли ему заслуженную славу первого пейзажиста Сибири».
В дружеской атмосфере прошла встреча в музее великого художника Г.И. Чорос-Гуркина. Со словами приветствия выступили: заместитель главы Чемальского района П.А. Яманов, глава Аносинского сельского поселения В.Е. Наговицына, заслуженный художник РФ В.П. Кукса, ветеран музея-усадьбы С.М. Майманакова. Музыкальное сопровождение встречи создало особое настроение, гости услышали великолепное исполнение музыкальных произведений. Очаровательные и талантливые поклонницы творчества Гуркина – Дарья Рыбалко и Елена Чевалкова подарили всем чудесные эмоции. Выступление Лауреата премии Г.И.Чорос-Гуркина, заслуженного артиста РФ Болота Байрышева внесло во встречу особый этнический колорит.
Всех присутствующих на празднике приятно удивило неожиданное видеообщение с праправнучкой художника Натальей Александровной Штерн и с ее дочерью Алисой. Потомки великого художника продолжают семейную традицию, приобщая своих детей к искусству.
Дина Меткечекова