Праздник воскресения – это основной праздник нашей веры и нашей жизни. Но праздник – это не то, что вот мы сейчас помолились за службой, или будем праздновать – ничего не делать. Праздник – это постоянная служба Богу, служба нашим словом, нашей жизнью, даже нашим дыханием. И праздник – не праздность, ничегонеделание, праздник – как раз самое совершенное делание, работа нашего духа. А это не так легко дается. И не только в храме мы должны духовно работать, в храме, по сути, – завершение нашей работы.
«Шесть дней делай и сотвориши в них вси дела свои, седьмой (в данном случае – воскресенье) – Господу Богу твоему…»
Некоторые, может быть, пытаются разделить: шесть дней это, мол, наши, и мы их можем употребить по своему усмотрению. То есть, заниматься для своего чрева, и только один день – Богу. Это не так. Все дни: и те шесть и седьмой нам нужны для того, чтобы мы достигли воскресения из мертвых. Воскресение из мертвых – это смысл нашей жизни. Для чего мы живем и для чего трудимся. И нужно, чтобы вся наша работа за шесть дней направлялась к воскресению, и воскресный день был бы завершением нашей работы.
Обратимся к семье. Что мы делаем в семье, чтоб достигнуть воскресения из мертвых? Семья – это самая непосредственная и близкая нам работа по воскресению. Об отношениях супруга и супруги мы уже говорили. Сегодня скажем о том, как воспитывая детей, мы достигаем воскресения из мертвых. Назначение супружеской жизни – дети. По Ветхому Завету отсутствие детей в семье считалось позором. Дети – благословение Божие, дети – милость Божия. И сколько бы их ни было – всех нужно принимать. Жена ведь и спасается чадородием. Рожать детей для жены спасительно, это первое ее дело по воскресению из мертвых. Второе – воспитать детей. Это, если можно так выразиться, второе рождение, в котором участвуют муж и жена. И, пожалуй, самое трудное: caмые трудные «роды» для мужа и жены. Но что дается без труда? Всякое доброе дело требует труда. Царство Божие нудится, достигается трудом.
Первое дело по воспитанию – крестить ребенка. Крестить не механически, а чтобы крещение чувствовалось, как воскресение. Ведь в таинстве крещения снимается грех, снимается греховная зараза. Какой, мол, грех у ребенка? А такой, который тяготеет над всем человечеством, так называемый, первородный грех. И его нужно снять. А снять грех – это и значит воскресить. Нужно, чтобы крестные были верующими людьми и не просто верующими, а горячо верующими, чтобы стали первыми помощниками для родителей по воспитанию детей. Нужно, чтобы на ребенке постоянно был нательный крестик. Хорошо бы над кроваткой иметь небольшую иконку. Это – внешняя как будто сторона дела, но она очень важна. Ребенок живет впечатлениями. И вот представьте: на нем крестик, у изголовья – иконка, перед образами – лампадка… Какая чудная картина на всю жизнь остается в памяти малыша.
С самых ранних лет, как только ребенок начинает произносить слова, его нужно учить молиться Богу. В этом могут участвовать не только муж и жена, но и няня, бабушка, которые есть в доме. Нужно учить Закону Божию, читать детям из Священного Писания и, как можно чаще, носить в храм причащать. Это – внутренняя сторона воспитания.
И еще не нужно забывать, чтобы среди супругов были любовь и согласие.
Вот если мы будем так поступать, мы воспитаем добрых христиан. А воспитать добрых христиан – это не только воскрешать их души, не только свои души воскрешать, а воскрешать общество, в котором мы живем.
Так вот воспитание детей становится нашим воскресением из мертвых.
Я предчувствую, что тут меня могут обвинить в незнании жизни, в наивности… Принимаю обвинения. Но тут же задаю вопрос: а что делать иначе? Не будем так делать – будет гибель и нас, и наших детей, и окружающего общества. Мы слишком оптимистично смотрим на гибель, а это ведь – гибель, не что-либо другое. Гибель! Не временная, а вечная.
Когда случается беда, пожар, чуткие добрые люди всегда отзываются на нее. И вот тут всем нам, стоящим в храме, нужно отозваться на эту нашу страшную беду… Отозваться тем, чтоб прежде всего помолиться: «Господи, Ты видишь, что делается в наших семьях,. Ты видишь детей, не знающих святыни, не знающих, куда они идут, к какой пропасти…» Некоторые скажут: «Мы молимся, Бог нас слышит». Неправда! Бог слышит, но только как мы молимся? Мы ведь молимся без веры. О верующем ведь сказано: «все возможно верующему», а раз нам невозможно, то мы говорим: «Бог не слышит – значит, нету у нас настоящей веры». Вера может горы перевернуть, для верующего невозможного нет. Поэтому, чтобы отозваться на беду, проверим себя, как мы молимся, как мы веруем…
А чтобы молиться хорошо, чтобы веровать, надо жизнь вести праведную. А вспомним о себе: как мы живем, каких грехов среди нас нет? Сказано в Евангелии: «Если ты принесешь дар свой к жертвеннику и вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь дар твой и иди прежде примирись с братом твоим. Сердце, в котором есть зло, вражда, не может молиться».
Но каких грехов среди нас нет? Обман, подлог, клевета, зависть, прелюбодейство… Чтоб воскресит души наших детей, прежде нужно воскресить свои души. Когда мы, с душами, отягощенными грехами, молимся в храме, мы часто даже не понимаем, что такое
молитва, не понимаем службы. Молитва наша сводится к тому, чтобы заказать, допустим, молебен или панихиду, и потом прислушиваться, когда вслух произнесут имя того, о ком мы заказали. Да ведь деньги не за молитву платятся, молитва ведь не покупается, деньги, допустим, это добрые дела, чтобы молитва стала сильнее, но и в мыслях не должно быть, что мы покупаем молитву за деньги.
Священник Димитрий Дудко
(печатается в сокращении, продолжение следует)
На фото: Вручение открыток, изготовленных учащимися Воскресной школы, пожилым прихожанкам храма «Всех скорбящих Радость» на праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 2016 г.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.