«Созижду Церковь Мою и врата адовы не одолеют ее!» – так сказал Христос. Не одолеют потому, что Церковь – о воскресении из мертвых. А воскресение из метрвых никакие силы ада не могут одолеть. Христос воскрес и силы ада разрушены.
Но, к сожалению, когда мы смотрим на современное положение Церкви, то кажется, силы ада одолели: тут и разрушенные храмы, тут и наша вера – ну какая это вера, когда больше боятся не Бога, а сильных мира сего.
Прежде всего мы должны определить, что такое Церковь и на чем она созидается? И сразу же нужно сказать, что часто понятие Церкви мы смешиваем с понятием храма. Храм – это здание, в котором собираются и добрые и злые, а в наше время и верующие и неверующие, а иногда в храме творятся такие нецерковные дела, что всякий порядочный человек не выдерживает их. Хотя храм по своему назначению должен быть чем-то особенным.
Вспомним катехизическое определение. «Церковь – общество людей, соединенных между собою верой, таинствами, любовью». В Церковь входят как люди, живущие сейчас, так и отошедшие из этого мира. В Церковь входят и Ангелы Божии. Церковь находится и во временной жизни, она – и в вечности. Церковь созидается на Христе, Христос – основа Церкви. Он же – и глава ее. Вспомним из Символа Веры: «…верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». Подчеркнем слова: «верую, единую»… Если веруем в Церковь, значит, она невидима: веруют ведь в то, чего не видят. А если Церковь невидима, то могут ли ее одолеть видимые силы? Церковь едина, но тогда вопрос: почему же существует много церквей? Не разделяют ли они Единую Церковь, а если разделяют, то, выходит, она одолена?
От правильного определения понятия Церкви разрешаются многие недоуменные вопросы, и мы видим, что Церковь основана для того, чтобы мы достигли воскресения из мертвых. Назначение Церкви – спасать, а спасать – и значит достигать воскресения из мертвых.
Но кто может дать правильное определение Церкви? Ее очертить земными средствами нельзя, и, как говорит один наш богослов: «Церковь понимает тот, кто живет жизнью Церкви». Следовательно, чтобы понять, что такое Церковь, нужно жить по-христиански. А когда живут не по-христиански, то вместо Церкви они что угодно подразумевают, только не Церковь. Споры наши: вот такие-то в Церкви, а такие-то нет – ничего не значат. Ибо можем назвать себя самыми правоверными и оказаться вне Церкви. Сейчас надо вот что запомнить. Церковь – святыня и ничего грешного в ней нет. Все, что человечество достигло лучшего во имя Христа, – это Церковь.
В Церкви есть иерархия и есть миряне, рядовые верующие, но нельзя сказать так, что этот вот что-то значит в Церкви, а этот ничего не значит. В Церкви все ответственны и нельзя никого выбросить из нее. Иерархия и миряне, как говорят восточные патриархи, связаны между собою не авторитетом, а союзом любви. Любовь должна все пронизать: где нет любви, там нет и Церкви. В Церкви все ответственны, и кто не чувствует ответственности, тот находится и вне Церкви. В Церкви должны твориться самые святые дела, и ничто грешное не должно быть в Церкви.
Посмотрим, как происходило исторически развитие Церкви.
Вот только сошел Дух Святой, и люди стали прилагаться к Церкви. У них было все едино. И духовное единство было, и материальное. И никто ни в чем не имел недостатка.
Церковь стала разрастаться. Но ее окружал грешный мир. Мир иудейский, который хотел все основывать на законнических началах, и мир языческий, для которого не все могли быть равными. Члены Церкви понесли в мир любовь, всепрощение, равенство перед Богом. Бог не смотрит на лица: богатый ты или бедный, а смотрит на то, как ты делаешь дело Божие. Любовь – казалось бы, что и можно принять, так это именно любовь, – но любовь-то и непонятна. Непонятна тем, кто хочет первенствовать перед другими, показывать фарисейски свои добрые дела. Непонятна тем, кто за обиду платит обидой. Непонятна тем, кто, кроме этой земной жизни, ничего знать не хочет. И вот злобный мир вооружился на Церковь. На любовь христиан ответил своей злобой. И вот вдумайтесь, с каким мужеством христиане приняли страшный удар этого мира. Их распинали на крестах, их сжигали, как факелы, их перепиливали… А они были верны Христу!
Триста лет лилась христианская кровь. Когда читаешь о страданиях первых христиан, то поражаешься их нечеловеческому терпению. И если сравнивать их с нами, то никакое сравнение не подойдет. На какие только компромиссы, уступки мы идем. А они были непреклонны. Ведь требовалось самое малое – принеси жертву идолам и продолжай заниматься, чем хочешь, – а они не могли… А мы теперь не жертвы какие-то, курение дыма, – души свои приносим. И после всего еще считаем себя христианами. Может ли такое христианство нас воскресить из мертвых? Нужно еще вспомнить слова: «…не можете служить Богу и маммоне. Не можно служить сразу двум господам. Кто не берет крест свой и следует за Мной, тот недостоин Меня», – сказал Христос.
Священник Димитрий Дудко
(печатается в сокращении, продолжение следует)
На фото: На уроке в Воскресной школе 9 октября 2016 г.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.