В мировоззренческой концепции алтайцев важное место отводится обрядам почитания гор. Среди них: — «Алтайды такыганы» («Восхваление Алтая») или «Jажыл бÿр» («Весенняя листва»). «Весенняя листва» представляет собой обрядовое почитание своей территории проживания с его горными вершинами, как священной земли, проводится в начале лета. Весенний обряд посвящается периоду роста травы, цветению природы, насыщению скота. Магическое значение обряда заключается в подтверждении признания и особого почитания сообществом людей, покровительствующей им силы духов Алтая и Алтай-Кудая, чтобы получить определенную «гарантию» благополучного состояния природы (необходимое количество дождя в засуху или, наоборот, солнечную погоду в дождливые дни, хорошие выпасы для скота, благополучие для семей и т.д.).
Проведение весеннего обряда сопровождается подвязыванием освященных лент (кыйра) на дерево в качестве жертвоприношения духам гор (разноцветные ленты из ткани). Предпочитаемые цвета лент: белый, жёлтый, синий, зелёный. Белый обозначает светлые помыслы жертвующего человека; синий цвет посвящается божеству Неба; желтый — цвет, посвященный божеству Земли; зеленый — цвет обновления. При привязывании освященных лент мужчина должен снять головной убор; при этом, выполняющий это действие, должен выразить свои желания, адресуя их, как просьбу хозяину гор, попросить счастливого пути, благополучия, здоровья и произнести соответствующее благопожелание (алкыш). При привязывании освященных лент нужно посмотреть — не находиться ли дерево на крутой местности. Нельзя завязывать ленты на колючие растения, после захода солнца и убывающей луне, запрещается делать ленты из шелка.
Данный обряд сопровождается произношением молитвенных благопожеланий (алкыш сöс), при помощи которых человек с древнейших времен «поддерживал» контакт с божествами, духами природы. При помощи словесного молитвенного самовыражения человек во время проводимого обряда мог умолить божеств, духов, покровителей прислушаться к его просьбе и получить для себя «охранную» (или оберегающую) силу для преодоления жизненных трудностей.
Общественный молебен чаще всего проходит на горе, на чистом месте, где не ходят люди и не пасется скот. А после проведения на этом месте ритуального молебна оно считается священным, и туда без особой нужды не ходят, там не собирают ягоду, не косят, не заготавливают дрова. Оно считается местом обитания духа Алтая.
Моления в пору «Зеленой листвы» проводятся в соответствии с традиционными обрядовыми канонами. Человек, проводящий обряд, очень ответственно подходит к исполнению текстов благопожеланий и необходимых процедур. Он находится у тагылов — каменных плит для жертвоприношений.
Женщины выстраиваются с правой стороны, а мужчины — с левой. Исполнитель обряда после традиционного поклонения и «угощения» духа огня, начинает произносить благопожелания Алтаю и окружающим горным вершинам. Затем все участники молебна проводят такой же обряд поклонения и «угощения» духа огня, духам Алтая; повязывают священные ленточки (кыйра) на березе.
После молений, всеми участниками обряда устраивается трапеза, во время которой ясновидящий (кöспöкчи) и «неме билер кижи» делятся «увиденным» и «услышанным» с остальными присутствующими.
18 мая 2024 г. в 8.30 ч. утра на Тагыле Барантал с. Чемал будет проводиться обряд «Весенней листвы». Приглашаем на молебен.
С.М. Майманакова
Использованы материалы из книги «Традиционная обрядовая культура алтайского народа»(2022 г.).