Социальный марафон «Мы вместе» стартовал в Республике Алтай 21 марта под эгидой министерства труда и социального развития. Начался он в Чойском районе, а 23 марта и с жителями Чемальского района встретились специалисты различного профиля — от дефектолога до эксперта по созданию социально-значимых проектов. Все желающие прошли обучение на образовательных площадках, получили возможность привести ребёнка к тому или иному врачу.
Выездная работа республиканского комплексного центра социального обслуживания населения и реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья началась ещё несколько лет назад и успела стать традиционной и востребованной, как отметила заместитель главы администрации района О.В. Миленина. Она поблагодарила всех, кто задействован в этом мероприятии, имеющем огромное значение для самых разных категорий граждан.
Для детей
В прошлом году в реабилитационном центре начала работу служба ранней помощи, благодаря которой уже получили консультации 305 семей. «Пока ребёнку не исполнилось три года, есть возможность провести у нас его полную диагностику, — сказала заместитель директора реабилитационного центра Л.П. Шатина. — Это позволит вовремя выявить отклонения развития и избежать в последующем нарушений здоровья и поведения».
С детьми здесь работают врач-невролог, инструктор ЛФК, педиатр, логопеды и психологи. Все они прошли обучение на базе Санкт-Петербургского института раннего вмешательства.
— Попасть к нам на приём можно тремя путями, — объясняет специалист по ранней помощи Алёна Такачакова. — Родители могут получить направление от управления социальной поддержки, либо их направляют к нам неврологи или педиатры районных больниц. Но можно обратиться в центр и самостоятельно по адресу: г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 109, кабинет № 1.
К сожалению, не все мамы знают нормы развития ребёнка. Поэтому обычно отклонения замечают врачи или специалисты управления социальной защиты. И иногда это происходит слишком поздно, чтобы что-то ещё можно было исправить.
В каких случаях маме стоит насторожиться? Например, если она часто замечает, что малыш плохо ест, мало спит, беспричинно беспокоится или слабо реагирует на своё окружение.
«Наша задача сегодня состояла не только в том, чтобы вести приём, — рассказала Алёна Леонидовна. — Мы должны были услышать проблемы родителей, проживающих в Чемальском районе, чтобы знать, как дальше строить свою работу».
Невролог, психолог, логопед и специалист по ранней помощи 23 марта вели приём в здании Дома детского творчества. «В Чемале нет детского логопеда или детского невролога, — говорит Светлана, которая пришла в ДДТ с дочерью. — А лишний раз съездить в город бывает сложно. Поэтому очень удобно, что врачи приехали к нам сами».
Для взрослых с ограниченными возможностями здоровья
Трудоустройству людей с ограниченными возможностями министерство труда и социального развития уделяет всё большее внимание. «Есть показатель, которого необходимо достигнуть, обеспечить занятость определённого количества человек — несмотря на то, что они имеют ограничения в здоровье, — говорит И.Д. Лыкова, заместитель министра труда и социального развития. — Но, исходя из наших реалий, наблюдаются проблемы в плане их мотивации: не каждый готов сказать, что хочет работать. Это вызвано, наверное, какими-то внутренними проблемами». Для того, чтобы их устранить, в Чемальском центре занятости населения 23 марта прошёл психологический тренинг «Жизнь — это опыт».
Для приёмных родителей
Проблемы во взаимоотношениях с детьми были рассмотрены на психологическом тренинге для замещающих родителей под названием «Путь к семейному очагу», что состоялся в управлении социального обслуживания населения.
Для педагогов
Конфликты являются неотъемлемой частью жизни, но сложнее всего с ними справиться человеку, который только начинает взрослеть. Для решения сложных межличностных ситуаций в школах начинают работать группы примирения. В нашем районе они действуют пока только в Чемальской средней школе. Но спорные моменты могут возникнуть везде, поэтому для учителей прошёл тренинг «Медиативно-восстановительный подход в работе с несовершеннолетними». Педагоги рассмотрели причины, по которым зарождаются конфликты и попробовали их разрешить на практике. Так, чтобы знать, как помирить двух подростков, нужно понять, какими мотивами они руководствовались, начиная ссору. Именно это позволит медиатору примирить обе конфликтующие стороны.
Для общественных организаций
За последние годы появились новые социальные институты в виде общественных объединений, на которые возложены большие надежды в решении важных государственных задач и проблем. О том, как должен формироваться социально-значимый проект и какие ошибки чаще всего допускают при его создании, рассказала заведующая ресурсным центром социальных инноваций комплексного центра социального обслуживания населения М.Н. Тадыева.
***
Название социального марафона «Мы вместе» говорит само за себя: благодаря нему люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, обязательно смогут её преодолеть.
Ксения Огорелкова