«В начале сотвори Бог небо и землю». Так начинает свое повествование книга Бытия, книга жизни. Под небом Церковь издревле понимала «умное небо», т.е. мир ангельский. Первым творческим актом Триединого Божества было творение «вторых светов» – небесных сил бесплотных.
Природа ангелов чисто духовная. Они бесплотны и бестелесны. Будучи созданы свободными, ангелы после победы над падшими духами настолько укрепились в добре, в послушании Богу и в любви к Нему, что как бы утратили всякую склонность ко греху. Этим они особенно отличаются от людей.
Горний небесный мир есть мир света и радования. И высшая их радость состоит в лицезрении и прославлении лучезарного Триединого Божества, в постоянной богопричастности. Ангелами возносятся славословия и благодарения Творцу. Не о себе, ибо они пребывают в полноте доступного им благоволения, а о любимом ими человеческом роде. Ангелы постоянно участвуют в наших земных богослужениях, особенно на литургии. «Ныне силы небесные с нами невидимо служат», свидетельствует Церковь на таинственной литургии Преждеосвященных Даров. А на литургии святого Иоанна Златоуста совершитель ее, как бы видя ангелов умственно, восклицает, что они поют, вопиют, взывают и глаголют: «Свят, свят, свят, Господь Саваоф…» Церковь же дерзновенно свидетельствует, что: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех…».
Остается сказать о деятельности небесных сил на земле. Ею заняты, по преимуществу, ангелы-хранители.
Говоря об ангелах-хранителях, прежде всего, укажем на то, что, согласно Священному Писанию, они даются не только отдельным людям, но и целым народам или церквам. Архангел Михаил, по верованию Церкви, является ее ангелом-хранителем.
В Откровении Иоанна Богослова многократно говорится об ангелах семи Церквей (Откр. 1, 20) и имеются обращения к каждому из этих ангелов: «Ангелу Ефесской Церкви напиши… И ангелу Смирнской Церкви напиши….» и т.д.
Церковь ежедневно молится: «Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших у Господа просим…» Как это следует понимать, раз каждый из нас уже имеет своего ангела-хранителя со дня своего крещения? Беда наша в том, что своими грехами и злыми делами мы часто далеко отгоняем от себя своего ангела-хранителя. Вот и приходится умолять Господа о его возвращении.
Нам надо твердо помнить, что ангел-хранитель – наш самый близкий, самый верный друг. Поэтому важно как можно чаще с ним мысленно беседовать и советоваться. Кто это делает, по опыту знает, как часто после теплого молитвенного обращения к своему ангелу вдруг приходит в голову светлая и хорошая мысль, удачно разрешается возникшее недоумение. Это и есть ответ ангела-хранителя.
Ангел-хранитель не только охраняет и бережет нас в этой земной жизни, он принимает душу нашу сразу после смерти, охраняет ее от демонов, проводит через страшные мытарства и возносит на первое и второе поклонение Богу, будет предстательствовать за нас и на Страшном Суде.
Приведем теперь хоть несколько из многочисленных примеров из жизни о действенной помощи ангелов-хранителей человечеству. Каждый из нас может умножить эти примеры из собственной жизни или из жизни близких людей:
— Ангел чудесным образом вывел из темницы апостола Петра.
— Святой Поликарп, епископ смирнский и ученик апостола Иоанна Богослова, был чудесно избавлен ангелом-хранителем от смерти. Однажды опоздавши на пути, св. Поликарп вошел на ночлег в одну гостиницу со своим диаконом. В полночь ангел-хранитель толкнул его в бок и сказал: «Поликарпе, восстань и выйди скоро из этой гостиницы, ибо она разрушится». Явление и предостережение совершилось трижды. И как только св. Поликарп вышел из гостиницы, она тотчас разрушилась.
— Когда преподобный Кирилл строил Белоозерскую обитель, все соседние жители удивлялись успеху постройки и считали Кирилла великим богачом. При такой молве один корыстолюбивый помещик собрал всех своих слуг и отправился в ночь ограбить Кирилла и монастырь. Подойдя к ограде, злоумышленники видят, что около монастыря ходит несметное множество воинов с обнаженными саблями. Разбойники до самого утра ждали, чтобы эти воины уснули, но не дождались, и так и отправились домой. На вторую ночь злоумышленники заметили еще больше воинов и опять без успеха возвратились. Когда наступило утро, помещик послал слугу в монастырь узнать, какой полк стоит в монастыре и долго ли пробудет там? Посланный, возвратясь, донес помещику, что больше недели ни одного и богомольца не было в монастыре, не только что войска. Тогда помещик понял, что монастырь охраняют ангелы Божии, и раскаялся в своем намерении.
— В Киевопечерской Лавре было два инока – священник Тит и диакон Евагрий. Несколько лет они жили между собою так дружелюбно, что прочие братия дивились их единодушию. Но завистливый враг рода человеческого умудрился посеять между ними вражду, и так омрачил их гневом и ненавистью, что они не могли без досады даже взглянуть друг на друга. Советы братии помириться были тщетны. Однажды священник Тит разболелся. Он начал горько плакать о своем согрешении и послал к недругу своему просить прощения; но Евагрий не хотел слышать о том и начал жестоко проклинать его. Братия насильно привлекли его к умирающему. Тит с помощью других встал с одра и пал перед ним на колени, слезно умоляя простить его, но Евагрий был так бесчеловечен, что воскликнул: «Ни в сей, ни в будущей жизни не хочу примириться с ним». Сказав эти слова, Евагрий вырвался из рук братии и пал на землю мертвым. В то же время священник Тит встал с одра постели совершенно здоровым и сказал: во время моей болезни я видел ангелов, от меня отступивших и плачущих, и нечистых духов радующихся о моей погибели. Когда Евагрий и здесь начал меня проклинать, я увидел, что один грозный ангел поразил его пламенным копьем, и несчастный пал мертвым; этот же ангел подал мне руку и восставил меня от одра болезни».
— Из жития преп. Серафима Саровского известно, что он, будучи отроком 6-7 лет, упал с верха строющейся колокольни Казанского собора в Курске, т.е. с высоты, примерно, пятого или шестого этажа современного дома, и остался совершенно невредим. Сам преподобный свидетельствовал, что его сохранил ангел-хранитель.
Все вышесказанное об ангелах приоткрывает нам тайну полной сопричастности двух миров, ангельского и человеческого, и их двуединства. В этом светлая радость для верующих христиан, но и великая их ответственность перед Богом. И как чудесно и утешительно сознавать, что в ангелах мы имеем верных друзей, наставников, помощников и хранителей душ и телес наших.
Архиепископ Серафим Чикагский
По материалам сайта happy—school.ru