Богослужение Троицкой родительской субботы обязательно включает в себя панихиду – особое молитвенное пение об усопших. Панихида бывает сразу после Литургии.
Поминая усопших, мы приносим в храм милостыню – различные продукты: хлеб, овощи и фрукты, молоко и молочные продукты, сладости, выпечку, крупы и т.п., но не мясные продукты. Мясо в церковь приносить нельзя. Очень хорошо, если на панихиду будет приготовлена и освящена в храме кутья – сладкая каша из риса с медом и изюмом (или другими фруктами). Это ритуальное блюдо, напоминающее о сладости вечной жизни с Богом.
Надо помнить, что все родительские субботы установлены для поминовения умерших благочестивых христиан. К таковым, конечно, нельзя отнести самоубийц, которых почему-то некоторые пытаются поминать в Церкви на Троицкую субботу. Церковь не молится и лишает благочестивого погребения тех христиан, которые сознательно себя лишили жизни. Они, противоестественно злоупотребляя дарованной от Бога жизнью и становясь сами вершителями своей судьбы, отвергают Промысл Божий, теряют веру и надежду на Господа и, прекратив общение с Богом здесь, на земле, не могут иметь союза с Ним и участия в молитвах Церкви и в жизни загробной.
Откуда же взялось ошибочное утверждение, что в Троицкую субботу можно молиться за самоубийц? Вероятно, от неправильно понятых слов о «во аде держимых» из молитв коленопреклоненных на вечерне после праздничной Литургии. Мы просим «ослабления» и «утешения» для умерших в «надежде воскресения жизни вечной», которой не было у людей, самовольно лишивших себя жизни.
«Православный христианин со своей физической смертью не перестает быть членом Церкви, но через смерть переходит от земной Церкви (воинствующей) в Небесную (Торжествующую). И земная и Небесная Церковь есть единая и единственная Церковь Христова, Тело Его. Как Церковь печется о своих чадах во время их земной жизни, давая им полноту благодати и благословения через святые Таинства и молитвословия, так она их не оставляет и не забывает в час смерти и после нее.
И в предсмертный час Церковь старается молитвами, Исповедью и Причастием как можно лучше приготовить чад своих к встрече с Богом, к переходу в жизнь вечную, а после смерти не оставляет любви к ним, но являет ее через посмертные молитвы: отпевание, панихиды, поминовения.
Язычники имели обычай приносить пищу на могилу покойника, так как верили, что умерший ест со своими друзьями. Поминки у христиан по внешнему виду похожи на языческий обычай, но имеют другой смысл. У христиан забота об упокоении душ умерших всегда выражалась в милостыне и в делах любви, но более всего – в молитве» (епископ Артемий Сербский «Практический Закон Божий»).
По материалам православных изданий
подготовила Е. Шмидтке
1 2
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.