Я помню свое первое знакомство с Каракольской долиной, которое происходило в самом конце девяностых годов прошлого века. Самым сильным для меня (обычного туриста) впечатлением от пребывания в Каракольской долине была гора, что располагается в «изголовье» долины, тогда я и названия ее не знала. Гора эта, была не похожа ни на какую другую вершину Алтая – она предстает перед смотрящими в виде скалистой стены очень необычной формы: центральная пирамидальная вершина с обеих сторон «обрамлена» острыми пиками – «башенками». Создается впечатление причастия к вытачиванию силуэта горы некой величественной силы.На Алтае, все необычной формы горы входят в разряд священных.
В Теректинском хребте находятся священные для местных жителей горы: Яангу, Тёнгкёлик, Аптырга, Юч-Энмек и другие, с их склонов берут начала множество рек, которые также почитаются алтайцами. Яану (Jану) – высокая гора в верховьях рек Тогорика (Тöгöрик) Суузара (Суузар), а также Эзима(Эзим), Толубая (Толубай), Улита (Ӧлöтту). Тёнгкёлик (Тöнкöлик) – верховье одноименной долины. Аптырга (Каптырга) – гора в верховьях Верхнего и Нижнего Тюмечина. Юч Межелик (Ÿч Межелик) – «три священных холма» находятся около села Ело. Большой и Средний холмы (Jаан ла Ортогы Межелик) особо почитаются людьми сеока иркит.
Гора Юч-Энмек (Ÿч-Энмек) расположена на высоте 2792 м. (2821 м.). «Уч» – в переводе с алтайского – «три» – одна из наиболее почитаемых алтайцами цифр. Мы живем в трехмерном мире, на третьей от Солнца планете, переживая три цикла: рождение, жизнь, смерть. В круге вечности вращаются прошлое, настоящее, будущее. «Энмек» — «темя» — это часть головы, через которую человек связан с космосом. Пока у новорожденного не закроется темя, его считают бурханом, т. е. божеством, связанным с Высшим Миром. Местные жители считают, что именно через «Три темени» горы, как через родничок у младенца, осуществляется энергетический и духовный обмен планеты Земля с Космосом. Эта гора воспринимается алтайцами, как «пуповина Земли», через которую идет утроенная энергия космоса. Иногда перевод названия горы с алтайского языка используется в иносказательном понимании, как «женская грудь».
Три гряды, увенчанные пиками, расположены друг за другом по оси север-юг. Они составляют корону священной горы.
Алтайцы называют гору Уч-Энмек «близнецом Белухи». Действительно, трехрогая вершина Уч-Энмек очень похожа на вершину Белухи, хотя и «ростом» она пониже раза в два.
Считается, что «расположенные друг напротив друга по разным сторонам загадочной Уймонской степи эти горы- близнецы поддерживают и сохраняют некий энергетический баланс». С давних времен Уч-Энмек наряду с Белухой называлась Уч-Сюмер и особо почиталась местным населением.
В то время, как священная гора Белуха уже давно является объектом, открытым для свободного туризма, гору Уч-Энмек местные язычники почитают как некую закрытую святыню. Издревле и по сей день, на нее запрещены восхождения. К ней не ведут охотничьи тропы – под запретом было даже приближение к ней. Алтайцы уверены, что отправиться к ее подножию и совершить восхождение может только избранный, тот, кого позвала сама гора.
Об этой священной горе сложены легенды. «Давным–давно жил один охотник, у него было семеро сыновей, отец им рассказывал, что у горы можно встретить белого марала (сыгын), которого нельзя убивать. «Этот марал – говорил отец — «хозяин» данных мест. Однажды сыновья пошли на охоту, а один из братьев, не поверив отцу, начал охоту на того самого оленя, решив, что он обыкновенный марал. Охотник сидя под кедром, г услышал шорохи. Вдруг, рядом, возле большого камня стоял тот самый белый марал. Увидев его, охотник, не задумываясь, выстрелил и попал в марала. Когда олень упал, на землю, охотник увидел прекрасную девушку со светлыми волосами и голубыми глазами — это была хозяйка этих мест. Охотник принес марала домой и рассказал отцу об увиденном во время охоты. Отец прискорбно сообщил сыну, что теперь его род проклят. «Скоро умрешь ты или твоя семья» — проговорил отец. Через семь дней умер их отец, потом умерли братья, а сам он умер у того места, где убил белого оленя. Охотники поговаривают, что иногда видят ту красивую девушку, она появляется из леса, потом исчезает».
С горой Юч-Энмек связана и другая версия легенды о белом марале-хранителе. «Когда-то у подножья горы Юч-Энмек, венчающей истоки Каракола, в тайге Каракольской долины паслись бесчисленные стада маралов. Но прежде, чем отправиться на охоту, местные жители спрашивали разрешения у Хозяина зверей – Белого марала. В селе Кулада жил старик-шаман с юным сыном. Молодому человеку не раз приходилось слышать о Белом марале, о его чудесном облике и удивительной власти над животными. После долгих уговоров отец-шаман согласился показать его юноше. Шаман назначил время и место, где сын может увидеть марала, но предупредил, чтобы ни звуком, ни движением тот не выдал свое присутствие. Ранним утром сын шамана отправился на охоту, но удача покинула его. Только ночью на далеких гольцах он заметил козу. Утомленный блужданием по лесу, но разгоряченный погоней за козой, неожиданно для себя юноша оказался на том месте, где ему предстояло встретить марала. Из-под его ног метнулась тенью коза, он выхватил лук и спустил натянутую тетиву. В тот же момент на прибрежном Каракольском утесе возник перед ним силуэт Белого марала. Стрела, предназначенная для козы, вонзилась в грудь марала. В раскатах грома и вспышках молний рухнул марал в воды Каракола. Долгие часы юноша без памяти, плутал по местности, пока его, потерявшего дар речи, не нашли люди. Небо жестоко покарало сына шамана. Весь род шамана вплоть до седьмого колена погиб» ( «Природно-культовые объекты и археологические памятники республики Алтай» /Э.В. Екеева, Н.А. Константинов, и др.; БНУРА «НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова»).
Информатор также поведал, что в его родном селе Кулада никогда не было шаманов, все исповедовали белую веру, поклоняясь природе: горам, озерам, рекам, перевалам.
На горе Юч-Энмек берут начало истоки реки Каракол, в долине которой расположены священные урочища, лога: Верхний и Нижний Карасу (Ÿстÿги ле Алтыгы Карасуу) , Верхний и Нижний Сору, Монулдур, Талда, Сойок, Кызыл Кодьогор, Кара Туу, Ак-Кобы, Верхний и Нижний Сетерлю и другие.
Гора Уч-Энмек и прилегающие к ней территории издревле считались особыми. Коренные алтайцы верят, что здесь находится акупунктурная точка земли, и Каракольская долина является хранилищем информации о ключевых процессах, происходящих на планете. Ученые называют это место колыбелью мировых цивилизаций, и до сих пор ломают головы над загадочными курганами, стелами и петроглифами.
Я глубоко убеждена, что ради сохранения природы в первозданном виде все средства хороши: и легенды, и предания, и теории, и умозаключения, даже, на первый взгляд, фантастические и оторванные от реальной действительности.
Уч-Энмек и по сей день манит завораживающим спокойствием, и поражает своей силой и несокрушимостью.
Путешествия продолжаются…
Ольга Горских, фото автора