Радиоканал Чемал Плейлист

Да не прервётся нить времён На протяжении многих веков алтайцы и их предки жили в гармонии с природой, почитая и уважая её законы, весь жизненный уклад основывался на одухотворении окружающей природы. «Нельзя собирать цветы на поляне, ломать ветви, срубать молодые деревца, иначе оскудеет Алтай. Цветы, деревья и травы, потеряв веру и надежду, покинут нас» — так, алтайцы с раннего детства внушают детям, воспитывая бережное отношение к окружающей природе.

Июнь

Наступил июнь — месяц малой жары (кичу изу ай). Месяцем малой жары (кичу изу ай) является июнь для алтай-кижи, у туба и чалканцев (челканцев) – месяц сорной травы. Прошёл период заготовки колбы (черемши), лука-слизуна, идёт заготовка папоротника (орляка).

Алтайцы говорят об июне: месяц, в котором «трава уколола глаза лошади» (когда скот досыта наедается на летних выпасах). Это время увеличения надоев и проведения молений jажыл бур (зеленая листва). Теленгиты Улаганского района называют июнь месяцем большого ветра (улурген ай), хотя алтай-кижи под этим названием подразумевают октябрь. Расхождение в толковании значений месяцев, конечно же, вызвано разницей природных поясов и погодных условий. Кумандинцы называют июнь: Одыг ай. Этот период времени обозначал главное занятие кумандинцев – земледелие. В переводе с алтайского языка «одо» – прополка сорняков.

Как бы не назывались месяцы у различных родов, алтайцы говорят о себе: «Все мы дети Алтая».

Что нам говорят алтаеведы?

Почему Алтай называется именно Алтаем? «Ал» — главный, «тай» — вершина или высота, и ещё одно (самое популярное значение) от монгольского «Алт – золото»). Длительное время Алтай входил в состав Джунгарского ханства. Русские первопроходцы называли алтайцев белыми калмыками. Под властью джунгаров южные алтайцы (алтай-кижи, телеуты и теленгиты) находились до 1756 года, а затем после падения Джунгарского государства добровольно стали подданными Российской империи. Алтайцы (самоназвание: алтай-кижи — «человек Алтая») – это народ Южной Сибири в Российской Федерации, коренное население Республики Алтай. Они живут также в Алтайском крае, Кемеровской и Новосибирской областях; незначительное число — в Казахстане. С 1922 до 1948 гг. назывались также ойротами. Поэтому и Алтай тогда называли Ойротией.

По алтайскому календарю 2023 год — Год зайца, относится к числу благоприятных (мягких) годов, в который ждут хорошего урожая орехов и ягод, зерновых, плодовитости скота, считается, что год благоприятен для здоровья детей.

Байлу арчын агажым (священное растение: можжевельник)

Не забывают собирать и запасать арчын в июне коренные жители Алтая, которые верят, что стихийные силы природы имеют своих духов-хозяев, с которыми человеку нужно жить в гармонии. С этой целью они совершают моления, обращаются к божествам даровать здоровье, благополучие, потомство, плодородие. Обязательной растительной символикой всех проводимых обрядов является можжевельник Juniperus – арчын (алтай кижи), артыш (телеуты), арщин, арачан (чалканцы).

Можжевельник является тотемным растением таких алтайских родов, как алмат, тöлöс, кöбöк и тоҥжаан. У алтайцев можжевельник — самое священное, почитаемое, этнически значимое растение, которое обладает особой чистотой и священностью. Теленгиты говорят, когда Божья Мать опускалась на землю, она присела там, где произрастал артыш. И вскоре она родила сына – Бога. Из-за того, что на него присела Божья Мать, он имеет стелющуюся форму. Арчин, по мнению алтайцев, обладает очистительными и целебными свойствами. Зажженной веточкой арчина окуривают больного, очищают жилище, колыбель, очаг. Почти в каждой семье алтайца круглый год бережно хранится веточка арчина.
Можжевеловой ритуальной ложкой совершают обряд угощения неба (считается, что такая ложка с одного окропления небес доносит молоко до 9-й сферы неба, второе и третье окропление достигают 27-го слоя небес). Такой обряд совершают, когда дети покидают родной дом, прося им благословения, и ещё при встрече (проводах) перелетных птиц.

С. Б. Чальчикова, из села Онгудай, Республика Алтай, говорит:

 «Алтаец никогда не ставит себя выше природы — мы её частичка, дети её. Так же как полевой цветок или дерево, мы в свой срок приходим в этот мир и так же уходим из него. Алтай для нас всё — и земля, и семья, и Бог. Вся духовная культура народа связана с природой и её проявлениями. Возродить чистые истоки народной мудрости, традиций и духовности, восстановить в обществе доброе отношение к природе, ко всему окружающему, друг к другу, защитить детей от лавины насилия и пошлости, захлестнувшей современный мир, найти пути синтеза прошлого и настоящего, истинной культуры — вот единственно верное направление развития всего человечества».

Подготовила Н. Заневская

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Версия для слабовидящих
Чемальский вестник
Счетчики
Индекс цитирования. Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг алтайских сайтов
«Узнай о своих долгах»!
Рейтинг@Mail.ru