Дата памяти святой Екатерины: 7 декабря.
Святая, известная под именем великомученицы Екатерины, родилась в 287 году в семье правителя египетского города Александрии и при рождении была названа Доротеей. Город, расположенный в дельте Нила, был одним из центров тогдашнего мира: сюда съезжались выдающиеся ученые, философы, врачи. Благодаря своей знатности, богатству и уму девушка имела возможность не только слушать их выступления в Мусейоне (храм муз, религиозный и культурный центр Александрии, основанный вначале III века до Р.Х. при царе Птолемее Сотере. Именно в Мусеоне хранилась знаменитая Александрийская библиотека), но и вести с ними беседы.
Мать девушки была тайная христианка. Она познакомила дочь со своим духовным отцом, жившим в пещере недалеко от Александрии, и тот рассказал ей, что знает Мужа, превосходящего девушку во всех дарованиях: «красота Его светлее солнечного света; премудрость Его управляет всеми созданиями; богатство Его сокровищ распространено по всему миру и никогда не уменьшается; а высота Его рода неизреченна и непостижима. Во всем мире нет подобного Ему».
Прошло немного времени, и Доротея увидела во сне молодую Женщину с Младенцем на руках. Девушка старалась рассмотреть Его, но Мальчик все время отворачивался… Озадаченная, Доротея вновь отправилась к старцу. Выслушав ее, он крестил девушку с именем Екатерина и наставил в основах христианской веры. Вскоре Екатерина вновь увидела сон: прекрасный Юноша (она уже знала, что это Сам Спаситель) вручил ей обручальное кольцо.
После этого святая дала обет безбрачия и стала проповедовать Христа.
Однажды в Александрию приехал правитель Западной части Римской империи Максимиан и устроил в городе языческое празднество. Екатерина пришла на праздник, чтобы прилюдно обличить императора: «Познай истинного Бога, безначального и бесконечного. Им цари царствуют и мир стоит». Максимиан не посмел сразу казнить именитую оппонентку, а попытался спорить с ней. Он призвал пятьдесят талантливейших языческих ораторов, которые должны были привести сокрушительные аргументы против христианства. Спор длился несколько дней, и в конце концов ораторы признали поражение. Тогда Максимиан приказал заключить девушку в темницу. Когда Максимиан вновь вызвал святую Екатерину, он убедился, что ни заточение, ни страх смерти не изменили ее мыслей. В приступе ярости он велел колесовать ее, но неведомая сила разрушила орудие пытки. За мученицу вступались и супруга императора, и часть римских воинов, но безуспешно. Истязания сменялись попытками уговорить святую отречься от Христа. Так продолжалось до тех пор, пока Екатерина, назвавшаяся невестой Христовой, сама не положила голову на плаху.
По преданию, тело великомученицы исчезло с места казни: его будто бы подхватили ангелы и перенесли на гору Синай, где три века спустя был построен монастырь св. Екатерины. Там мощи святой пребывают и по сей день.
Первые изображения праведницы появились в VIII веке. Это изображения в катакомбах святого Себастьяна в Риме и священномученика Иануария в Неаполе. В конце Х столетия образ подвижницы появился на фресках храмов Каппадокии. Святую изображали одетой в царское одеяние и с венцом на голове. Иногда на иконах присутствовали сцены ее жития.
В древности Екатерину почитали как премудрую целительницу, поэтому, начиная с XI века, появляются ее изображения совместно с другой известной христианской врачевательницей – святой Мариной. Эту традицию переняли византийцы, нередко изображающие праведницу вместе с другими женами-целительницами. В XVI-XVII веках великомученицу стали изображать сидящей на троне.
Иногда рядом с троном располагали колесо с шипами – одно из орудий пыток, которым подвергли угодницу во время мучений. Данное иконографическое направление возникло на Крите, и оттуда пришло в Египет и Грецию. Сегодня подобная икона украшает главный иконостас кафоликона Синайского монастыря святой Екатерины.
В этот же период на ликах святой появляются атрибуты, олицетворяющие ее мудрость: астрономический глобус, чернильница, философские книги.
На Руси первые иконы праведницы появились еще в домонгольский период. Ее изображение есть в киевском Софийском соборе, в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря (XII век), в Спасо-Преображенских церквях на Нередице (XII век) и в Великом Новгороде (XIV век). В старину на Руси нередко писали иконы святой Екатерины совместно с великомучеником Пантелеимоном, потому что обоих этих святых почитали как величайших целителей. Подобное изображение, дошедшее до наших дней, можно увидеть, например, на миниатюре Новгородского Евангелия Тошинича, датируемого XII-XIII веками.
Во всем мире святую Екатерину считают покровительницей учащихся, богословов и философов. Она является покровительницей Парижского университета.
Примерно с XVI века на Руси стали почитать угодницу как «заступницу при исходе души». Согласно тексту жития, составленного в том же столетии митрополитом Макарием, перед казнью Екатерина молила Господа простить все грехи тем, кто помянет ее имя в час кончины. На иконах того времени в руках святой часто изображали свиток со словами: «Господи Боже мой, услыши мя, елико аще тебе ся молю. Аще кто воспомянет имя мое Екатерину при исходе душа его, проводи его миром». «Книга степенная царского родословия» описывает, как Василий III перед отходом души просил принести ему образ святой Екатерины, и молился перед ним об отпущении грехов.
Святая Екатерина считается устроительницей личной жизни незамужних девушек, желающих найти благочестивого супруга.
Также святую всегда глубоко чтили как помощницу при сложных родах. На сохранившемся образе XIX столетия «Богоматерь с праздниками и избранными святыми» (из Верхотурского уезда Пермской губернии), хранящемся ныне в Екатеринбурге, есть надпись: «Мч. Екатерина: освобождение жен от трудного рождения».
По материалам сайтов
foma.ru и pravoslavie.wiki