Таисья Петровна Чичканова (Бардина) из рода jÿс. Родилась 4 апреля 1942 году в селе Верх-Черга Шебалинского района. Ее отец – Чичканов Пепий (Петр) Байчинович ушел на фронт, когда его дочери Таисье исполнилось всего 8 месяцев. Он, как и многие добровольцы, погиб на фронте. Мать – Чичканова Токна Бекиновна, прожила долгую жизнь. У Таисьи Петровны 4 сестры – Алевтина, Мария, Роза, Васса и брат – Григорий. Детство Таисьи Петровны пришлось на трудные военные годы. Она вспоминает послевоенные будни, когда в селе, проводив мужчин на фронт, остались женщины, дети и старики. Таисья Петровна рассказывает, что мама была работящей, очень выносливой. «Мы заготавливали дрова вдвоем, мне было года 4. Помню, что кое-как спилив лесину, мама ручной пилой распиливала ствол, а я, как могла, старалась удерживать ручку пилы. Мама распиливала бревно на 5-6 чурок, затаскивала по одной на санки и везла домой. И так по нескольку раз. А дома уже колола чурки на дрова. Я таскала и складывала дрова в поленницу».
Таисья Петровна окончила Шебалинскую среднюю школу-интернат. Жизнь в интернате была для нее интересной. Она рассказывала, что в интернате также жил и учился Валерий Иванович Чаптынов, который запомнился всем тем, что в раннем школьном возрасте он читал весьма серьезные для его возраста книги, например, «Капитал», но, в то же время, принимал активное участие в школьных забавах.
После окончания школы Таисья поступила в Горно-Алтайский педагогический институт, где успешно окончила историко-филологический факультет. Студенческая жизнь также была весьма насыщенной событиями. На протяжении всего срока обучения Таисья Петровна вместе с другими студентами (Ольгой Акмадыевой, Асей Берсинбаевой и др.) учувствовала в художественной самодеятельности. Они пели, танцевали, выступали по разным организациям Горно-Алтайска, и даже гастролировали в Бийске. Целый год Таисья Петровна была ведущей радиопередачи на алтайском языке – «О студенческой жизни», руководителем которой был Борис Укачин. Таисья Петровна рассказывает, что отдыхали студенты всего месяца полтора, а летом в июле-августе все работали на сенокосе, то в Катанде, то в Белом Ануе.
Свою трудовую деятельность в качестве учителя Таисья Петровна начала в восьмилетней школе села Майма. В дальнейшем, вместе с мужем — Александром Киндишевичем Бардиным, она переезжала из одного района области в другой. Налаживали быт в Турочакском, Онгудайском, Кош-Агачском и, наконец, в Чемальском районах. Таисья Петровна в школах преподавала русский язык и литературу, алтайский язык и литературу. На ниве просвещения она проработала 45 лет, в том числе учителем, завучем, директором вечерней средней школы, инспектором и методистом райОНО, воспитателем.
Пройдут года,
Столетий нити
Потонут в синей бездне звезд,
Но слово теплое — «учитель» —
Всегда расторгает до слез!
Учитель – это особая профессия, которую осилить могут не все, кто закончил педагогические ВУЗы. Чтобы воспитывать и образовывать подрастающее поколение, надо в буквальном смысле родиться педагогом. Мало быть грамотным самому, нужно обладать большим талантом, чтобы изыскать такие методы и средства, дабы создать условия для развития каждого ученика, и, в конечном итоге, подвигнуть ребят к самообразованию и самовоспитанию. Очень важно учителю совмещать в себе: доброту и строгость, нежность и твердость, чуткость и требовательность. А еще, надо быть увлеченным и целеустремленным, ведь не секрет, что дети тянутся всегда к людям, которые сами находятся в творческом поиске.
22 года своей трудовой жизни Таисья Петровна проработала учителем алтайского языка и литературы в Детском санатории. В кабинете алтайского языка и литературы при ДТС, которым заведовала Таисья Петровна, всегда было уютно и красиво. На стенах гармонично сочетались и картины, отражающие быт алтайского народа, и элементы алтайского орнамента, и портреты алтайских писателей, некоторые из них были созданы учителем труда А.И. Санниковым. Таисья Петровна всегда встречала учеников с доброй улыбкой. На своих уроках она умела увлечь и заинтересовать детей, а они в ответ всегда к ней тянулись, поэтому, работая в школе, она постоянно находилась в детском окружении. Глубокое знание предмета, владение методикой его преподавания в совершенстве, творческий подход к обучению и человеколюбие – все это секреты педагогического успеха Таисьи Петровны. Она на уроках алтайской литературы в доступной форме доносила знания до учащихся: ученики то переносились в далекую эпоху гуннов, то во времена дореволюционного Алтая. А о том, как проходила революция на Алтае и как трудились и воевали в годы Великой Отечественной войны, Таисья Петровна рассказывала, в том числе и на примере своей семьи и жителей села. О восстановлении хозяйства и его развитии – из своей памяти. Детей завораживало то, что учитель искренне делится с ними своими знаниями и опытом. Вот, что желали ей дети по случаю различных торжественных моментов и, что особенно интересно, все открытки были созданы своими руками, поэтому в них отражены не только пожелания, но и настоящая любовь к учителю!
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.