Другой вопрос, который следует рассматривать и стараться решать, несмотря на экономические трудности, касается малой Родины Чорос-Гуркина – села Куюм. Оттуда же родом был другой знаменитый культурный деятель нашего региона – писатель Павел Васильевич Кучияк. Дорога на Куюм нуждается в ремонте. А в самом селе нужно установить мемориальный комплекс в честь Чорос-Гуркина. Об этом ранее говорилось и на районном Курултае алтайского народа. С такими же предложениями выступали во время посещения Чемальского района председатель Госсобрания – Эл Курултай И.И. Белеков и председатель Союза писателей республики Б.Я. Бедюров, тоже яркие представители творческой интеллигенции республик. В этом вопросе многое зависит от позиции общественности, считает Родион Борисович. Если после совместного рассмотрения, продумав механизм решения проблемы, ставить вопрос перед руководством республики и депутатским корпусом, возможно, удастся войти в программу дорожного фонда, включить вопрос в программу развития культуры или другие республиканские целевые программы. Если удастся решить проблему комплексно, это будет большим шагом вперед.
В Куюмской долине в свое время жили и творили и другие выдающиеся личности – Андрей Анохин и Чалчик Чунижеков. Создание качественного культурного комплекса в Чемальском районе, связанного с творческим наследием этих людей, может стать настоящим прорывом в том смысле, что Чемальский район будет не просто туристским районом, местом отдыха в выходные дни, а культурным центром для жителей республики и других регионов.
Руководитель архивной службы Светлана Михайловна Майманакова также подчеркнула, что общественность и работники культуры, в частности, в сотрудничестве с органами власти могут существенно влиять на решение различных насущных вопросов.
Светлана Михайловна напомнила, что в этом году много юбиляров художников. Вячеславу Сергеевичу Торбокову, который принял участие в этом мероприятии, приехав из Горно-Алтайска, исполняется 60 лет, Якову Ивановичу Янкинову 50 лет, Карыш Кергилов 11 января отметил свое 55-летие. 30 марта 55-летие будет отмечать Алексей Тадинов.
– Надо двигаться дальше. Наверное, неслучайно музей в последнее время стал «хулиганить», – очевидно, и в шутку, и всерьез заметила Светлана Михайловна. – По алтайской традиции, я до новолуния стараюсь почистить печку, арчыном дом и аил. Мне кажется, от традиций отступать не нужно. Может быть, надо от разговоров переходить к делу.
Интересно, что о некоторых странностях в музее в начале мероприятия неформально, также в полушутливой форме поведал Евгений Сергеевич. Алтайские традиции предполагают, что в таких случаях нужно провести какую-нибудь церемонию очищения места.
Эркелей Бардина обратила внимание на 100-летнюю иву, отметив, что хорошо было бы возродить сад, который в свое время сажал Григорий Иванович, привозя саженцы.
Евгений Сергеевич пояснил, что сад будет восстанавливаться на территории Аносинской школы, граничащей с территорией музея-усадьбы. Он также рассказал, что делается в приусадебном огороде. Работники музея сажают в нем картофель, морковь, огурцы, собирают рекордные урожаи. Все это отдается Аносинской школе.
Он также подчеркнул, что в прошлом году активно поработала общественная организация имени Г.И. Чорос-Гуркина. Ее работа отмечена и одобрена на официальном уровне. Этой организации нынче исполнился один год.
Интересные предложения на встрече высказал авторитетный художник Вячеслав Сергеевич Торбоков. Он отметил сразу несколько отличительных черт характера Чорос-Гуркина. Он был очень радушным хозяином, и в этой усадьбе всегда было много интересных людей. Приезжали художники со всей Сибири, ученые, простые рабочие и крестьяне. Здесь фактически была галерея знаменитого художника, которую многие хотели посмотреть и лично пообщаться с художником.
По мнению Вячеслава Торбокова, нужно стараться больше вовлекать в общественную работу и в сотрудничество жителей Аноса. Например, в Сростках каждый гордится тем, что Василий Макарович Шукшин их земляк, о нем знает каждый ребенок. Получается, все большое село как будто связано узами дружбы и духовного родства. Нашему художнику хочется, чтобы в Аносе было что-то похожее, хотя, скорее всего, в действительности так и есть, просто со стороны это особо в глаза не бросается.
Второе, Григорий Иванович был человеком очень щепетильным, отметил выступающий. Это проявлялось в его отношении к искусству, да буквально ко всему. Он сумел сохранить свои работы в тяжелых условиях. А сейчас стоит задача собрать репродукции картин художника, соответствующие оригиналам размерами и качеством. То есть, наверное, это должны быть аутентичные работы.
В музее-усадьбе Гуркина сейчас репродукций не так уж и мало. Часть из них небольших размеров, но и в таком виде они производят хорошее впечатление. А идеальное соответствие, – видимо, вопрос будущего.
1 2
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.