Радиоканал Чемал Плейлист

Сделаны они по типу древних наскальных рисунков и в тех местах, где они встречались. Уже позднее, я выяснила, что Санков Анатолий Александрович — знаменитый козовод, много сделавший для развития животноводства в республике. Начал работать в 1956 году, первую медаль получил в 1962 г. Сегодня проживает в селе Куюс. Он в течение 15 лет выводил свою породу белых коз – Алтайскую, почти чисто белую. Его белых коз возили в Иран, Ирак, а замороженную сперму экспортировали в Индию.
Вернемся к наскальным рисункам. Их действительно может найти каждый, расположены они по скалам на первой Катунской террасе, то есть в самом юго-западе Санкова поля. В основном это одиночные изображения животных и людей. Сохранность рисунков плохая, исключая одно антропоморфное изображения фаллофора, которое видно сразу и издали. Это местонахождение изображений (всего около 30) названо Окладниковой Е.А. «Тогус-Кан», по «имени» временно пересыхающего ручья, что расположен поблизости. Внимательно осматривая скалы, ведущие вдоль долины к югу, мы нашли и известное в узких кругах «каменное панно», изображающее сцену охоты и, именно это местонахождение петроглифов названо Е.А. Окладниковой в 1979 г. «Санковым полем». Располагается оно в видимой близости от каменной стелы из темно-серого песчаника (видимо, центрального места поклонения «предкам», правда, и на ней все те же уже известные нам по надписям фамилии чабанов). «Каменное панно Санкова поля» — это композиция рисунков, нанесенных на гладкую, покрытую коричневым «скальным загаром», поверхность. Время, правда, уже «поработало» над этим «шедевром человеческих рук», хотя здесь еще можно рассмотреть изображения всадника на лошади и нескольких горных козлов, но чтобы сфотографировать петроглифы, надо было сильно постараться. Ученые датируют рисунок эпохой раннего железа.
Почти все пространство у скал с петроглифами было занято могильниками (с названием Тогусхан (с 1по 9.)), в основном открытые и исследованные М.Т. Абдулганеевым . Ученые констатировали, что могильники разновременные, есть и курганы афанасьевской культуры и ранних кочевников и средневековые захоронения. Например, памятник «Тогус-Кан – 1», что расположен в 250 м к востоку от устья ручья Тогус-Кан, был открыт им в 1983 году, состоит из 22 каменных курганов диаметром до 6 м. Часть курганов имели в центре каменный ящик из плит. В одном раскопанном кургане была похоронена женщина, уложенная на правый бок с подогнутыми ногами, головой на юго-восток. Справа от черепа находились остатки глиняной посуды. У ряда курганов были невысокие каменные стелы. Некоторые курганы могильников «Тогусхан – 2, 3, 6» диаметром до 7 м имеют по окружности крепиду то из валунов, то из плит и глыб.
Кроме описанных в литературе петроглифов нами отмечены несколько других рисунков, в основном это выдолбленные мелкой точкой рисунки оленей, причем, «этажные»: на рогах нижнего животного, чаще всего оленя, размещалось второе, например, баран или козел. Похожие «этажные» рисунки мы встречали в Канской степи в окрестности села Кырлык. А вот, солярные знаки, описанные в литературе, мы так и не нашли.
Южной географической границей «поля» с петроглифами была замечательная маленькая речка Карасу, струящаяся водопадами по заросшему зелеными мхами склону. Кусты у устья речки были завешаны белыми лентами, что символизирует его святость. Отсюда, с устья Карасу, открывался вид на незнакомую (даже большинству местных жителей), «дикую» долину Катуни, где нет дорог, раскрученных туристических объектов, да и самих туристов крайне мало. Сразу подумалось: «А сколько всего притягательного, нового и интересного она хранит или «охраняет»?»
Все расстояние, которое мы прошли пешком, по нашим данным составляло в одну сторону 5 км, но мы «намотали» значительно больше, о чем совсем не жалеем. Погода стояла типичная для октября месяца: пасмурная, с изредка моросящим дождиком. Природа готовилась к зимнему покою, в атмосфере витала пелена спокойствия и умиротворения. Краски уже глубокой осени «смазывались» в коричневую палитру, но унылостью не отражались на нашем настроении. Хотелось дышать полной грудью и бесконечно идти по тропе, навстречу очередной разгадке алтайской тайны…
Далеко в Чемале остался наш сын, за которым присматривали гостившие у нас бабушкой с дедушкой из еще более далекого крупного города. На душе было все спокойно, как и в осенней природе.
Уже дома для себя лично решили, что надо познакомиться с чабаном, чье имя (а это важный факт) на века закрепилось в научной и научно-популярной литературе по археологии Чемальского района.
Древняя земля нашего Чемальского района изобилует археологическим и историко-культурными памятниками и, именно сегодня, как никогда важно все это наследие не утратив, донести до молодого поколения, чтобы его взросление и становление было гармоничным. Если это не в силах сделать наши школы, музеи, то нам, родителям, ведь все по силам!
Путешествия продолжаются…
Ольга Горских, фото автора

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Версия для слабовидящих
Чемальский вестник
Счетчики
Индекс цитирования. Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг алтайских сайтов
«Узнай о своих долгах»!
Рейтинг@Mail.ru