Маленькая девочка-сиротка не знала родных и близких. Ей приходилось заботиться о себе, не зная материнской ласки и поддержки отца. Когда началась война, ей было пять лет. В ее памяти сохранился только страх от рева рвущихся снарядов, гула моторов самолета. От бомбежек погибали мирные люди, дети. Детский дом, где находилась Рита, не пострадала. Дети остались живы и их эвакуировали в Мордовию. В военное время детям приходилось не только учиться, но и трудиться. Жизнь детей не была легкой: убирали помещение, заготавливали дрова, мыли полы, стирали белье, ухаживали за скотом и птицей, дежурили в столовых, садили и убирали картофель и овощи. Детский дом полностью обеспечивал себя, поэтому и имели большое хозяйство. Когда закончила 7 классов Маргариту вместе с другими ребятами отправили учиться в ремесленное училище.
-Маргарита Романовна, к чему учили в этой училище?
— Учили на столяра. После учебы работали на фабрике. Делали детские столы, табуретки, тумбочки, шкафы и прочее.
-А когда Вы начали петь?
-Пела всегда. После работы ходили на кружки разные. Увлекались танцами, ну и пели. Однажды заметили мой голос и предложили учиться грамотному пению в Москве. Я согласилась. Однако многие наши девочки отправились в Ленинград и я не отстала от них. В пути мы растерялись. Села не на тот поезд. Он направлялся в Полтаву и меня там высадили. Вышла на перрон и не знаю куда идти. Махнула рукой, и пошла куда глаза глядят. Дошла до деревни. Села возле березки отдохнуть и уснула. Слышу, кто-то будит и спрашивает: «Девочка, ты кто и откуда?» У меня не было ни документов, ни денег. Беспризорная оказалась, меня накормили, напоили и сказали, чтобы я поработала в совхозе, помогла убрать картофель. Затем отправили в детскую колонию и оттуда отправили учиться на ткачиху. Работала ткачихой в Свердловской области в г.Арамиле. Участвовала в художественной самодеятельности. Пела, затем работала художественным руководителем. Потом уже директором Дома культуры.
-Как Вы попали на Алтай?
-Однажды я встретила парня по имени Алексей. Он учился в техникуме по специальности строитель. Алексей мне понравился. Дружили, а когда сделал предложение, я согласилась. По окончании техникума его направили на Алтай. Так мы оказались в Шебалинском Районе с. Черга.
-А когда приехали в Чемал?
-В Чемал приехали 1982 г. Муж работал по своей специальности, а я устроилась директором клуба.
-Маргарита Романовна, много песен перепели и все хороши, а все-таки какая из этих песен самая любимая?
-Больше всех люблю песню в исполнении В. Толкуновой «Поговори со мною мама».
Да, Маргариту Романовну можно понять, почему ей по душе эта песня. Оставшись сиротой, ей так не хватала материнской ласки. И это пробел решила восполнить в своих детях. Она многодетная мать. Родила и воспитала пятерых славных детей. Каждому из них привила любовь и уважение к старшим. У нее 15 внуков и 18 правнуков. Маргарита Романовна гордится ими и спокойна за них. В праздничные дни они большой семьей собираются за одним столом и песни звучат до поздней ночи. Маргарита Романовна была первой запевалой, но время идет. Теперь начинают петь дети, внуки. Хоть силы уже не те, но душа ее поет:
«Но время птицей пролетело,
И в детство нить оборвалась.
Поговори со мною, мама,
О чем-нибудь поговори»
Маргарита Романовна живет с младшей дочерью Людмилой. Она бережно, с вниманием относится к своей матери. Во время подаст лекарства, накормит и на прогулку выводит. Дорожит ее любовью. Возможно, и Людмила просит маму: «Поговори со мною, мама…».
-Маргарита Романовна, чтобы Вы пожелали молодежи?
— Чтобы не было войны и не было детей сирот. Чтобы учились хорошо. Были счастливы, и пусть песня звучит в сердцах у каждого из них. С песней жить и преодолевать трудности легче.
-Спасибо за беседу, Маргарита Романовна. Желаю Вам здоровья, благополучия и внимания детей.
С. Блинова
1 2
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.