С 14.08.2018 начала действие новая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде ареста имущества юридического лица
Федеральным законом от 03.08.2018 N 298-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, внесенными изменениями предусмотрено применение ареста имущества юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.28 КоАП РФ «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение такого административного правонарушения.
Арест имущества заключается в запрете юридическому лицу распоряжаться арестованным имуществом, а при необходимости в установлении ограничений, связанных с владением и пользованием таким имуществом. Арест денежных средств, находящихся во вкладах и на счетах в банках или иных кредитных организациях, осуществляется в случае отсутствия у юридического лица иного имущества.
Стоимость имущества, на которое налагается арест, не должна превышать максимальный размер административного штрафа, установленный за совершение административного правонарушения, предусмотренного соответствующей частью статьи 19.28 КоАП РФ.
Решение о наложении ареста на имущество принимается судьей, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.28 КоАП РФ, на основании мотивированного ходатайства прокурора, поступившего вместе с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении. При принятии решения о наложении ареста на имущество судья должен указать на конкретные фактические обстоятельства, на основании которых он принял такое решение, а также установить ограничения, связанные с распоряжением арестованным имуществом, а при необходимости установить ограничения, связанные с владением и пользованием таким имуществом.
Определение о наложении ареста на имущество является исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.
Арест, наложенный на имущество, может быть отменен судьей, вынесшим определение о наложении ареста, по ходатайству прокурора, судебного пристава-исполнителя или по мотивированному заявлению защитника и (или) законного представителя юридического лица, в отношении имущества которого применена указанная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Кроме того, статья 19.28 КоАП РФ дополнена примечанием, согласно которому юридическое лицо освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное указанной статьей, если оно способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство.
При этом предусмотренное положение не распространяется на административные правонарушения, совершенные в отношении иностранных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций при осуществлении коммерческих сделок.
Разъяснение законодательства подготовлено заместителем прокурора Чемальского района Даниловой Ю.В.
Скорректированы требования к субъектам малого и среднего предпринимательства
Федеральным законом от 03.08.2018 № 313-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Согласно Федеральному закону к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйственные товарищества, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие установленным условиям.
Федеральным законом уточняются требования к хозяйственным обществам, хозяйственным партнёрствам и хозяйственным товариществам. Соблюдение этих требований необходимо для отнесения таких организаций к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, Федеральным законом дополняются правила ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» предоставлено право оказывать услуги в целях развития МСП (в том числе в части предоставления информационной, маркетинговой, финансовой и юридической поддержки) не только действующим субъектам МСП, но и физическим лицам, которые планируют начать предпринимательскую деятельность.
Федеральный закон действует с 03.08.2018, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 декабря 2018 года.
Разъяснение законодательства подготовлено заместителем прокурора Чемальского района Даниловой Ю.В.
03.08.2018 Президентов РФ подписан федеральный закон, направленный на стимулирование добровольного страхования жилья
Федеральным законом от 03.08.2018 № 320-ФЗ установлено, что в целях организации возмещения ущерба, причиненного жилым домам, квартирам, иным видам жилых помещений, органы государственной власти субъектов РФ вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.
Программа организации возмещения ущерба предусматривает в числе прочего:
— страхование расположенных на территории субъекта РФ жилых помещений граждан, права собственности на которые оформлены в установленном законодательством РФ порядке, в пользу страхователей — собственников жилых помещений наряду с оказанием помощи за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ при причинении ущерба застрахованным жилым помещениям;
— перечень иных лиц (кроме собственников жилых помещений), которые могут принять участие в программе в качестве страхователей (наниматели жилых помещений, иные граждане, имеющие основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении жилого помещения), их права и обязанности, порядок возмещения ущерба, причиненного застрахованным такими лицами жилым помещениям, в том числе порядок предоставления жилых помещений взамен утраченных;
— перечень подлежащих страхованию рисков, при наступлении которых предоставляется помощь в возмещении ущерба за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ:
срок действия договора страхования жилого помещения, который не может составлять менее одного года;
размеры страховых сумм по риску, группе рисков;
порядок и сроки возмещения ущерба в случае утраты (гибели) или повреждения жилого помещения;
основания и порядок предоставления компенсации по уплате части страховой премии и иных форм поддержки отдельным категориям граждан, участвующих в программе, с учетом предусмотренных в бюджете субъекта РФ бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год и плановый период в случае, если такая поддержка программой определена.
Банк России вправе устанавливать методику расчета страховых тарифов по договору страхования жилых помещений в части минимального объема обязательств страховщика по риску утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации.
Порядок расчета максимального размера ущерба по риску, группе рисков, подлежащего возмещению в рамках программы и включающего страховое возмещение и помощь, предоставляемую за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, определяется Правительством РФ исходя из общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в субъекте РФ, а также определенной субъектом РФ в программе характеристики жилищного фонда.
Сведения о максимальном размере подлежащего возмещению в рамках программы ущерба по соответствующим рискам должны быть предоставлены страховщиком страхователю вместе с договором страхования жилого помещения.
Предусматривается, что в случае утраты (гибели) застрахованного в рамках программы жилого помещения возмещение ущерба осуществляется страхователю — собственнику жилого помещения в денежной форме либо путем предоставления субъектом РФ в его собственность другого жилого помещения при условии уступки страхователем субъекту РФ права требования к страховщику суммы причитающегося к выплате страхового возмещения за утраченное жилое помещение.
В случае повреждения застрахованного в рамках программы жилого помещения возмещение ущерба осуществляется страхователю страховщиком в пределах предусмотренной договором страхования жилого помещения страховой суммы и субъектом РФ исходя из размера (доли) его участия в возмещении ущерба.
Порядок и условия проведения экспертизы жилого помещения, которому причинен ущерб, методика определения размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программы за счет страхового возмещения и помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, устанавливаются Правительством РФ.
Оказание субъектом РФ помощи в возмещении ущерба за утраченное (погибшее) или поврежденное жилое помещение не является основанием для отказа страховщика в страховом возмещении по договору страхования жилого помещения или уменьшения размера страхового возмещения.
Также предусматривается, что в целях информационного обеспечения организации страхования жилых домов, квартир, иных видов жилых помещений, определенных Жилищным кодексом РФ, а также принятия органом государственной власти субъекта РФ решения об оказании помощи в возмещении ущерба, причиненного жилым помещениям граждан, создается единая автоматизированная информационная система, содержащая информацию о договорах страхования жилых помещений, размерах страхового возмещения, иную информацию об осуществлении страхования жилых помещений, определяемую оператором единой автоматизированной системы страхования жилых помещений и предоставляемую страховщиками. Оператором единой автоматизированной системы страхования жилых помещений, обеспечивающим ее создание и эксплуатацию, является саморегулируемая организация в сфере финансового рынка, объединяющая страховые организации и включенная в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка.
Настоящий федеральный закон вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Разъяснение законодательства подготовлено заместителем прокурора Чемальского района Даниловой Ю.В.
С 04.08.2018 действуют нормы, уточняющие ряд положений ГК РФ о признании строений самовольными постройками
Федеральным законом от 03.08.2018 № 339-ФЗ внесены изменения в ч.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 22 Федерального закона « О введении в действие ч. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Устанавливается, что самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом. Снос или приведение в соответствие осуществляется лицом, возведшим самовольную постройку за свой счет. В случае отсутствия сведений о таком лице, снос или приведение в соответствие осуществляется лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование.
Решение о сносе самовольной постройки либо решение о приведении ее в соответствие с установленными требованиями принимается судом.
Вместе с тем приводится перечень случаев, когда решение о сносе самовольной постройки или о ее приведении в соответствие принимается органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории):
— если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования;
— если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта;
— если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.
Предусматривается также перечень случаев, в которых решение о сносе или приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями принято быть не может.
Разъяснение законодательства подготовлено заместителем прокурора Чемальского района Даниловой Ю.В.
С 03.08.2018 действует упрощенный порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения — с согласия лица и при условии признания им факта совершения нарушения
Федеральным законом от 03.08.2018 № 307-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования контроля за соблюдением законодательства о противодействии коррупции.
Так, в ряд федеральных законов («О прокуратуре Российской Федерации», «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и др.) внесены изменения, предусматривающие упрощенный порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения (за исключением увольнения в связи с утратой доверия), — с согласия лица и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения на основании доклада подразделения кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также установлен единый срок давности для применения взысканий — не позднее трех лет со дня совершения коррупционного правонарушения.
Кроме того:
— уточнен круг должностных лиц, которым кредитными организациями выдаются справки о счетах, вкладах и операциях физических лиц, а также установлен перечень должностных лиц, которым выдаются справки о счетах юридических лиц в целях борьбы с коррупцией (при этом предусмотрено, что полученная информация может использоваться исключительно в соответствии с законодательством о противодействии коррупции);
— уточнен порядок участия гражданских, муниципальных служащих и осуществляющих свои полномочия на постоянной основе депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в управлении коммерческой или некоммерческой организацией;
— закреплено, что к исполнительным документам, направляемым (предъявляемым) судебному приставу-исполнителю относится также определение судьи о наложении ареста на имущество в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ («Незаконное вознаграждение от имени юридического лица»);
предусмотрено установление контроля за расходами лиц, замещавших (занимавших) отдельные категории должностей, и освобожденных от государственных должностей РФ, должностей членов Совета директоров Банка России, государственных должностей субъектов РФ, муниципальных должностей и некоторых других (при этом решение об осуществлении контроля за расходами лиц, замещавших (занимавших) данные категории должностей, а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей принимается Генеральным прокурором РФ или подчиненными ему прокурорами отдельно в отношении каждого такого лица и оформляется в письменной форме).
Разъяснение законодательства подготовлено заместителем прокурора Чемальского района Даниловой Ю.В.
С 10.08.2018 начнет действие упрощенный порядок снятия иностранного гражданина с учета по месту пребывания в РФ
Федеральный закон от 29 июля 2018 года № 257-ФЗ внесены изменения в статьи 8 и 23 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» в части снятия иностранного гражданина или лица без гражданства с учета по месту пребывания в Российской Федерации».
Теперь снять иностранного гражданина с учета по месту пребывания в РФ теперь можно по факту его убытия из места пребывания на основании соответствующего уведомления.
Согласно внесенным опубликованным Федеральным законом изменениям, факт убытия иностранного гражданина из места пребывания будет являться одним из условий снятия его с учёта по месту пребывания.
Определено, что уведомление об убытии иностранного гражданина из места пребывания представляется принимающей стороной в соответствующий орган миграционного учета непосредственно или через МФЦ либо направляется почтовым отправлением.
Форма такого уведомления, перечень содержащихся в нем сведений, требования к его оформлению, порядок его направления в орган миграционного учета устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Разъяснение законодательства подготовлено заместителем прокурора Чемальского района Даниловой Ю.В.
Определен правовой статус и обязанности товарных агрегаторов в Интернете
Федеральным законом от 29.07.2018 №250-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»
Установлено, что владелец агрегатора информации о товарах (услугах) — организация либо индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами сайта или программы, которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца о заключении договора купли-продажи товара, заключить такой договор, а также произвести предварительную оплату путем перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов.
Определено, что владелец агрегатора несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему недостоверной или неполной информации о товаре или продавце, на основании которой потребителем был заключен договор купли-продажи с продавцом.
Продавец несет ответственность за исполнение договора, заключенного им с потребителем на основании информации о товаре или продавце, предоставленной владельцем агрегатора, а также ответственность за соблюдение прав потребителей, нарушенных в результате передачи потребителю товара ненадлежащего качества и обмена непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар в случае, если иное не установлено соглашением между владельцем агрегатора и продавцом или не вытекает из существа отношений между ними.
Установлено также, что потребитель вправе предъявить требование к владельцу агрегатора о возврате суммы произведенной им предварительной оплаты товара (услуги). Владелец агрегатора возвращает сумму полученной им предварительной оплаты в течение десяти календарных дней со дня предъявления потребителем такого требования при одновременном наличии следующих условий:
— товар, в отношении которого потребителем внесена предварительная оплата на банковский счет владельца агрегатора, не передан потребителю в срок (услуга не оказана в срок);
— потребитель направил продавцу уведомление об отказе от исполнения договора купли-продажи (договора возмездного оказания услуг) в связи с нарушением продавцом обязательства передать товар (оказать услугу) в установленный срок.
Владелец агрегатора обязан доводить до сведения потребителей информацию о себе и продавце (наименование, адрес, режим работы, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, фамилию, имя, отчество (если имеется), государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя).
Закон вступает в силу с 1 января 2019 года.
Разъяснение законодательства подготовлено заместителем прокурора Чемальского района Даниловой Ю.В.
Смягчена ответственность за несвоевременную уплату алиментов
Федеральным законом от 29.07.2018 № 224-ФЗ внесены изменения в статьи 114 и 115 Семейного кодекса Российской Федерации.
В Семейном кодексе РФ закреплены положения, предусматривающие возможность освобождения (полного или частичного) от уплаты неустойки за несвоевременную уплату алиментов.
Кроме того, при образовании задолженности по уплате алиментов неустойка будет рассчитываться в размере одной десятой процента от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки, а не одной второй, как это было установлено ранее.
Также введено положение, согласно которому размер неустойки может быть уменьшен судом с учетом материального и (или) семейного положения лица, обязанного уплачивать алименты, если она несоразмерна с последствиями нарушения обязательства по уплате алиментов.
Разъяснение законодательства подготовлено заместителем прокурора Чемальского района Даниловой Ю.В.
Регионы могут компенсировать расходы на уплату взносов на капремонт совместно проживающим пенсионерам и инвалидам
Федеральным законом от 29 июля 2018 г. № 226-ФЗ внесены изменения в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Инвалиды и неработающие собственники жилых помещений, достигшие 70 лет, могут быть частично освобождены от уплаты взносов на капремонт, достигшие 80 лет — полностью.
Однако ранее в законодательстве не было предусмотрено льгот на случай, если пенсионеры и инвалиды проживают вместе.
В связи с этим Жилищный кодекс Российской Федерации дополнен положениями, в соответствии с которыми регионы могут предоставить компенсацию расходов на уплату взноса на капремонт в том числе собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 или 80 лет и проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих инвалидов I и (или) II группы.
Закон вступает в силу с 1 января 2019 года.
Разъяснение законодательства подготовлено заместителем прокурора Чемальского района Даниловой Ю.В.
Жилье для детей-сирот: поправки к законодательству
Федеральным законом от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Скорректированы законодательные акты, касающиеся обеспечения жильем детей-сирот, детей без попечения родителей, лиц из их числа (далее — сироты).
Согласно поправкам законные представители смогут подавать заявления о включении сирот в список на получение жилья. Органы опеки и попечительства смогут включать сирот в список, если заявления не были поданы. Сироты, которые не были включены в список до совершеннолетия или до приобретения ими полной дееспособности, смогут самостоятельно обращаться с заявлением о включении в список.
Единый порядок формирования списка и форму заявления установит Правительство РФ.
Указаны дополнительные случаи, когда сироты исключаются из списка. Помимо предоставления жилья и включения в список, к их числу решено отнести, например, прекращение у сироты российского гражданства.
Договор найма специализированного жилья, предоставляемого сиротам, теперь можно будет неоднократно заключать на новый 5-летний срок (ранее он заключался на новый 5-летний срок не более 1 раза).
Если совместное проживание ребенка с лишенными в его отношении родительских прав гражданами, иными лицами нарушает его права и законные интересы, то с требованием о принудительном обмене предоставленного по соцнайму жилья смогут обратиться в суд законные представители ребенка, орган опеки и попечительства либо прокурор.
Уточнен порядок выселения лишенных родительских прав граждан, если их совместное проживание с детьми признано судом невозможным.
Прописаны условия выселения сирот при неисполнении ими обязательств по договору найма специализированного жилого помещения.
Закупки жилья для сирот у собственников — физических лиц согласно поправкам можно будет проводить путем запроса предложений, в т. ч. в электронной форме.
Поправки вступают в силу с 01.01.2019.
Разъяснение законодательства подготовлено заместителем прокурора Чемальского района Даниловой Ю.В.
Пересмотрена система федеральных судов общей юрисдикции и военных судов: появятся самостоятельные кассационные и апелляционные суды
Федеральным конституционным законом от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ внесены изменения в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции.
Решено создать структурно самостоятельные кассационные и апелляционные суды.
Кассационные и апелляционные суды отнесены к федеральным судам общей юрисдикции. Они действуют в пределах территории соответствующих судебных кассационных и апелляционных округов. Всего будет создано 9 кассационных и 5 апелляционных судов общей юрисдикции. Установлено, на территории каких регионов они действуют.
Определены места их постоянного пребывания. Предусмотрена возможность образования постоянных судебных присутствий.
Кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Апелляционный суд общей юрисдикции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции по жалобам, представлениям на судебные акты судов субъектов Федерации, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Кассационные и апелляционные суды действуют в составе президиума и судебных коллегий по гражданским, административным и уголовным делам.
В систему военных судов, помимо окружных (флотских) и гарнизонных военных судов, решено включить кассационный военный суд и апелляционный военный суд. Определены места их постоянного пребывания.
Прописаны полномочия и порядок организации работы.
Принципиальным отличием установленного порядка от прежнего станет четкое распределение между разными судами функций по проверке и пересмотру судебных постановлений в апелляционном и кассационном порядке, которые ранее были сконцентрированы в одних и тех же судах.
Кроме того, установлен предельный возраст пребывания в должности председателя арбитражного суда округа, председателя кассационного суда общей юрисдикции, заместителя Председателя Верховного Суда РФ, заместителя Председателя Конституционного Суда РФ — 76 лет.
Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Предусмотрены переходные положения.
Разъяснение законодательства подготовлено заместителем прокурора Чемальского района Даниловой Ю.В.
Вводится возможность совершения совместных завещаний и заключения наследственных договоров
Федеральным законом от 19 июля 2018 г. № 217-ФЗ внесены изменения в статью 256 части первой и часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации.
В ГК РФ закреплены нормы о совместном завещании и наследственном договоре. В частности, они предусматривают следующее.
Совместное завещание могут составить только супруги. В нем они вправе по своему обоюдному усмотрению определить последствия смерти каждого из них, в т. ч. наступившей одновременно.
Можно завещать общее имущество, а равно имущество каждого из супругов любым лицам, любым образом определить доли наследников в указанных наследственных массах, определить имущество, входящее в наследственную массу каждого из супругов, если такое определение не нарушает прав третьих лиц, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения.
При этом наличие совместного завещания не отменяет действия норм об обязательной доле в наследстве и о запрете наследования недостойными наследниками.
Завещание супругов утрачивает свою силу в случаях расторжения брака или признания брака недействительным как до, так и после смерти одного из супругов.
Один из супругов в любое время (в том числе после смерти второго супруга) вправе совершить последующее завещание, а также отменить совместное завещание. Если это происходит при жизни второго супруга, последний уведомляется нотариусом об этом факте.
Кроме того, совместное завещание может быть оспорено по иску любого из супругов при их жизни, а после смерти одного или обоих супругов — по иску лица, права или законные интересы которого нарушены этим завещанием.
Запрещено составлять совместное завещание в закрытой форме, в чрезвычайных обстоятельствах или в порядке, приравненном к нотариальному. Оно подлежит обычному нотариальному удостоверению. Предусмотрена обязательная видеофиксация данного нотариального действия, если оба супруга против этого не возражают. Такие же правила относительно формы применяются и для наследственного договора.
Последний может быть заключен наследодателем с любым из лиц, которые могут призываться к наследованию. Наследственный договор может возлагать на участвующих в нем лиц обязанность совершить какие-либо действия имущественного или неимущественного характера. Изменение или расторжение договора допускается только при жизни его сторон по их соглашению или на основании судебного решения в связи с существенным изменением обстоятельств.
Наследодатель вправе в любое время совершить односторонний отказ от наследственного договора путем направления через нотариуса уведомления всем сторонам договора.
При этом наследодатель обязан возместить им убытки, которые возникли у них в связи с исполнением наследственного договора к моменту получения уведомления.
Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2019 г.
Разъяснение законодательства подготовлено заместителем прокурора Чемальского района Даниловой Ю.В.
Конституционный Суд РФ защитил жилищные права военных, чьи супруги участвуют в накопительно-ипотечной системе
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 20 июля 2018 г. N 34-П «По делу о проверке конституционности пункта 15 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в связи с жалобой гражданина А.В. Удовиченко» признал неконституционным одно из положений Закона о статусе военнослужащих.
Согласно ему контрактникам, участвующим в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения, выделяются средства на строительство или приобретение жилья.
При этом на них и членов их семей иные виды жилищных гарантий, установленных данным законом, не распространяются.
Исходя из этой нормы военный, заключивший первый контракт до 01.01.2005, продолжающий службу или уволенный с нее после указанной даты, с момента вступления его супруги (супруга) в названную систему утрачивает независимо от своего волеизъявления ранее возникшее право на предоставление жилья.
Таким образом, приведенная норма препятствует реализации этого права, ставит таких военных в неравное положение с теми, кто не состоит в браке с участниками указанной системы. Кроме того, нарушается принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Конституционный Суд РФ рекомендовал федеральному законодателю внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения.
Разъяснение законодательства подготовлено заместителем прокурора Чемальского района Даниловой Ю.В.
Верховный Суд РФ высказался против навязывания нотариусами услуг, в которых заявители не нуждаются
Верховный Суд Российской Федерации вновь подтвердил, что лицо, обратившееся к нотариусу, не связано необходимостью получения от него, помимо нотариальных действий, дополнительно услуг правового или технического характера. При несогласии заявителя с формой, структурой, размерами оплаты этих услуг и прочими условиями такие услуги не оказываются, а их навязывание нотариусом недопустимо. При необходимости лицо, обратившееся к нотариусу, вправе самостоятельно осуществлять соответствующие действия (определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 3 июля 2018 г. № 48-КГ18-13).
Такую позицию снова занял ВС РФ, рассматривая очередной спор о «навязчивом» нотариальном сервисе.
Совсем недавно ВС РФ в другом деле пришел к таким же выводам по вопросу правомерности взимания нотариусами оплаты услуг правового и технического характера.
Суть спора заключалась в следующем.
Как и в предыдущем деле (определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 26 июня 2018 г. №31-КГ18-3), необходимые документы (доверенность), с которыми заявитель обратился к нотариусу, были подготовлены им самостоятельно. Нотариус был поставлен заявителем в известность об отказе в получении дополнительных услуг и их оплате.
Однако поскольку заявитель отказался оплатить услуги правового и технического характера, нотариус отказал ему (в устной форме) в удостоверении доверенности.
По мнению гражданина, требование нотариуса оплатить оказание услуг правового и технического характера в данной ситуации незаконно, поскольку такие услуги ему не требовались.
Суд первой инстанции поддержал заявителя и возложил на нотариуса обязанность совершить нотариальное действие по удостоверению доверенности без взимания платы за услуги правового и технического характера.
Он исходил из того, что в случае представления гражданином самостоятельно изготовленной доверенности действия нотариуса по ее удостоверению входят в число обязательных нотариальных действий и оплачиваются как плата за нотариальное действие, а не как плата за услуги правового и технического характера.
Кроме того, суд подчеркнул, что услуга правового и технического характера, являясь дополнительной, не может навязываться и должна быть предоставлена только при выражении воли заинтересованной в ее получении стороной. Заявитель же, в рассматриваемом деле, обращаясь к нотариусу за удостоверением представленной им доверенности, оказать ему какие-либо услуги правового и технического характера нотариуса не просил.
Однако суд апелляционной инстанции решение районного суда отменил.
Он исходил из того, что при удостоверении доверенности, нотариус согласно решению Правления региональной нотариальной палаты не вправе не взыскивать плату за оказание услуг правового и технического характера, а совершение нотариусом нотариального действия по удостоверению доверенности без взимания такой платы является дисциплинарным проступком, предусмотренным Кодексом профессиональной этики нотариусов в РФ. Выполнение работ правового и технического характера, являющихся неотъемлемым элементом нотариального действия, не может расцениваться как навязанные услуги, поскольку без данных услуг не может возникнуть юридическое последствие в виде оформленного нотариального акта.
Также суд апелляционной инстанции указал, что представленный заявителем текст доверенности требовал не только проверки на соответствие действительности изложенных в нем сведений, но и оказания услуг правового и технического характера, включающих, в том числе, осуществление правовой экспертизы представленных для совершения нотариальных действий документов.
Напомним, что именно такие разъяснения по вопросу о том, могут ли нотариусы не взимать плату за оказание услуг правового и технического характера, приведены в письме ФНП от 20 ноября 2017 г. №5083/03-16-3, выпущенном в ноябре прошлого года. А немногим позже в дополнение к указанным разъяснениям ФНП сообщила (письмо ФНП от 21 декабря 2017 г. №5575/06-07), что взимание нотариусами платы за оказание услуг правового и технического характера при предоставлении лицами, обратившимися за совершением нотариального действия, самостоятельно подготовленного проекта документа (в частности, договора), правомерно.
Однако ВС РФ с таким подходом не согласился и снова (как и в определении, принятом по итогам рассмотрения предыдущего дела) напомнил, что получение дополнительно услуг правового или технического характера для лица, обратившегося к нотариусу, носит исключительно добровольный характер. Их навязывание нотариусом недопустимо.
Помимо этого ВС РФ опять подчеркнул, что перечень оснований для отказа в совершении нотариального действия является исчерпывающим, не подлежит расширительному толкованию. Такое основание для отказа в совершении нотариального действия, как отказ от оплаты услуг правового и технического характера, законом не предусмотрено.
В связи с этим вывод суда апелляционной инстанции о том, что дополнительные услуги правового и технического характера являются неотъемлемым элементом всех нотариальных действий, противоречит действующему законодательству.
Разъяснение законодательства подготовлено заместителем прокурора Чемальского района Даниловой Ю.В.
Право на изучение родного языка из числа языков народов РФ, в том числе русского языка как родного, будет реализовываться с учетом потребностей обучающихся и их родителей
Федеральным законом от 03.08.2018 N 317-ФЗ внесены изменения в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Установлено, что федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.
Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по образовательным программам дошкольного образования, имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего и основного общего образования.
Разъяснение законодательства подготовлено заместителем прокурора Чемальского района Даниловой Ю.В.
Скорректирован порядок организации бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы
Федеральным законом от 03.08.2018 N 329-ФЗ внесены изменения в статью 40 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Установлено, что организация бесплатной перевозки между поселениями, входящими в состав одного муниципального района, между населенными пунктами в составе городского округа осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.
Организация бесплатной перевозки между поселениями, входящими в состав разных муниципальных районов, между городскими округами, между поселением и городским округом осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций в случае, если на территориях указанных муниципальных образований не обеспечена транспортная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся.
Предусматривается, что расходы учредителя муниципальной образовательной организации, реализующей основные общеобразовательные программы, на организацию бесплатной перевозки обучающихся в данной образовательной организации и проживающих на территории иного муниципального района или городского округа подлежат компенсации в порядке, установленном законом субъекта РФ, и учитываются в межбюджетных отношениях.
Разъяснение законодательства подготовлено заместителем прокурора Чемальского района Даниловой Ю.В.
С первого сентября 2019 года аудиозапись в гражданском процессе будет обязательной
Федеральным законом от 29 июля 2018 № 265-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вводится с 1 сентября 2019 года обязательное аудиопротоколирование судебного заседания в гражданском процессе в судах первой и апелляционной инстанции; участвующие в деле лица и их представители будут вправе знакомиться с аудиозаписью и подавать на нее замечания.
Кроме того, внесены поправки в Арбитражный процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс и Кодекс административного судопроизводства, согласно которым основным способом формирования состава суда станет использование автоматизированной информационной системы. Иной порядок формирования суда допускается только в случае невозможности функционирования в суде автоматизированной информационной системы.
Федеральным законом от 29.07.2018 №265-ФЗ в КАС РФ и ГПК РФ установлен и закреплен процессуальный статус помощника судьи (по аналогии с АПК РФ), а также предусмотрена возможность перехода из предварительного судебного заседания в основное судебное заседание в случае отсутствия препятствующих этому обстоятельств.
Разъяснение законодательства подготовлено заместителем прокурора Чемальского района Даниловой Ю.В.
С 1 января 2019 года заказчиками целевого обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования смогут стать индивидуальные предприниматели
Федеральным законом от 03.08.2018 N 337-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования целевого обучения.
Согласно внесенным изменениям установлено, что гражданин, поступающий на обучение по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования либо обучающийся по соответствующей образовательной программе, вправе заключить договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, юридическим лицом или ИП;
Федеральным законом от 03.08.2018 N 337-ФЗ статья 56 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» излагается в новой редакции. Названной статьёй регулируются вопросы, касающиеся целевого обучения. В частности, устанавливаются стороны договора о целевом обучении, а также его отдельные существенные условия, к которым относятся обязательства заказчика целевого обучения и гражданина, заключившего договор о целевом обучении, связанные соответственно с трудоустройством и осуществлением трудовой деятельности в течение не менее трёх лет.
Кроме того, Федеральным законом устанавливается ответственность заказчика целевого обучения и гражданина, заключившего договор о целевом обучении, в случае несоблюдения существенных условий договора.
Одновременно вместо целевого приёма Федеральным законом устанавливается квота приёма для граждан, заключивших с органами или организациями, перечень которых определён в Федеральном законе, договор о целевом обучении по программам бакалавриата и программам специалитета. Квота приёма на целевое обучение устанавливается с учётом потребностей экономики в квалифицированных кадрах и отраслевых особенностей. Граждане, принятые на обучение в рамках указанной квоты, а также заказчики целевого обучения в случае нарушения ими обязательств соответственно по осуществлению трудовой деятельности и по трудоустройству несут дополнительную ответственность в виде выплаты организации, осуществляющей образовательную деятельность, штрафа в размере расходов соответствующего бюджета, осуществлённых на обучение.
Федеральный закон не распространяется на правоотношения, возникшие из договоров о целевом приёме и целевом обучении, заключённых до дня вступления его в силу, то есть до 1 января 2019 года.
Разъяснение законодательства подготовлено заместителем прокурора Чемальского района Даниловой Ю.В.
Уточнён порядок исчисления налога на имущество организаций, земельного налога и налога на имущество физических лиц
Федеральным законом от 03.08.2018 N 334-ФЗ внесены изменения в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», которым уточняется порядок исчисления налога на имущество организаций, земельного налога и налога на имущество физических лиц в целях совершенствования механизма применения для целей налогообложения кадастровой стоимости.
В частности, Федеральным законом предусматривается применение коэффициента, ограничивающего ежегодное увеличение суммы налога на имущество физических лиц, исчисляемого по кадастровой стоимости, не более чем на 10 процентов по сравнению с предыдущим годом, что позволит исключить резкое изменение налоговой нагрузки, связанное с увеличением кадастровой стоимости.
Кроме того, Федеральным законом определяется порядок применения изменённой кадастровой стоимости объектов налогообложения по имущественным налогам.
Разъяснение законодательства подготовлено заместителем прокурора Чемальского района Даниловой Ю.В.
Уточнен правовой статус особо охраняемых природных территорий
Федеральным законом от 03.08.2018 N 321-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Так, внесенными изменениями, в частности:
— устанавливается порядок посещения особо охраняемых природных территорий;
— уточняются правовое положение заповедников и национальных парков;
— устанавливается, что земельные участки заповедников и национальных парков не подлежат отчуждению из федеральной собственности;
— вводится запрет на изменение целевого назначения земель заповедников;
— снимается запрет на заготовку пищевых лесных ресурсов в зоне традиционного природопользования национального парка, предназначенной для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов;
— уточняются правила пребывания физических лиц на территории национальных парков, в том числе физических лиц, проживающих на его территории, и лиц, относящихся к коренным малочисленным народам;
— вводятся запреты на строительство новых объектов спорта (являющихся объектами капитального строительства), размещение скотомогильников и создание объектов размещения отходов на территориях национальных парков;
— уточняются полномочия государственных инспекторов, осуществляющих государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
Разъяснение законодательства подготовлено заместителем прокурора Чемальского района Даниловой Ю.В.
С 01.10.2018 года гражданам предоставляется возможность самостоятельно выбирать дату и время государственной регистрации брака
Федеральным законом от 03.08.2018 N 319-ФЗ внесены изменения в пункт 1 статьи 11 Семейного кодекса Российской Федерации, в статьи 26 и 27 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» вносятся изменения, согласно которым гражданам предоставляется возможность самостоятельно выбирать дату и время государственной регистрации брака, но не ранее месяца и не позднее двенадцати месяцев со дня подачи заявления о заключении брака, в том числе дистанционно, без необходимости личной явки в органы записи актов гражданского состояния, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.
Законом также предусмотрена возможность изменения выбранных даты и времени по совместному заявлению лиц, вступающих в брак.
Разъяснение законодательства подготовлено заместителем прокурора Чемальского района Даниловой Ю.В.
С 14.08.2018 право на изучение родного языка из числа языков народов РФ, в том числе русского языка как родного, будет реализовываться с учетом потребностей обучающихся и их родителей
Федеральным законом от 03.08.2018 N 317-ФЗ внесены изменения в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Так, Федеральным законом устанавливается, что федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.
В Федеральном законе предусматривается изучение русского языка не только как государственного, но и как родного языка из числа языков народов Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приёме (переводе) на обучение по образовательным программам дошкольного образования, имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего и основного общего образования.
Разъяснение законодательства подготовлено заместителем прокурора Чемальского района Даниловой Ю.В.
В отдельные законодательные акты внесены изменения, уточняющие виды федерального и регионального государственного контроля (надзора)
Так, Федеральным законом от 03.08.2018 N 316-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статью 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», направленные совершенствование системы проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
В частности, Федеральным законом установлены полномочия высших исполнительных органов власти субъектов РФ по определению видов регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
Из числа проверок, информация о которых вносится в единый реестр проверок, исключаются внеплановые проверки, проводимые в связи с поступлением заявлений о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий.
Кроме того:
уточняются правовые основы осуществления федерального государственного контроля (надзора) и регионального государственного контроля (надзора);
устанавливается, что положениями о видах федерального государственного контроля (надзора) может быть предусмотрено использование органами государственного контроля (надзора) индикаторов риска нарушения обязательных требований как основание для проведения внеплановых проверок;
уточняется перечень случаев, когда при осуществлении лицензионного контроля за конкретным видом деятельности плановые проверки могут не проводиться.
Разъяснение законодательства подготовлено заместителем прокурора Чемальского района Даниловой Ю.В.
Расширен перечень обязанностей лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом
Федеральным законом от 03.08.2018 N 314-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации».
Установлено, что лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, обязаны:
проходить по назначению врача медицинской противотуберкулезной организации медицинское обследование и профилактические мероприятия, в том числе путем применения лекарственных препаратов;
находиться под наблюдением в медицинской противотуберкулезной организации и соблюдать периодичность диспансерных приемов (осмотров, консультаций) в соответствии с порядком диспансерного наблюдения за лицами, находящимися под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом;
соблюдать государственные санитарно-эпидемиологические правила и гигиенические нормативы, установленные для указанной категории лиц;
не препятствовать проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предусмотренных законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Лица, больные туберкулезом, кроме того обязаны:
проходить лечение, назначенное врачом медицинской противотуберкулезной организации;
соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности;
соблюдать правила поведения пациентов в медицинских противотуберкулезных организациях во время нахождения на лечении в таких организациях.
Также в понятийный аппарат Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» включены определения лица с подозрением на туберкулез и лица, находящегося или находившегося в контакте с источником туберкулеза.
Разъяснение законодательства подготовлено заместителем прокурора Чемальского района Даниловой Ю.В.