О вступлении в силу новых правил взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Постановлением Правительства РФ от 31.05.2023 г. №881 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Настоящие Правила устанавливают порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также исчисления квартальных авансовых платежей.
Плата за негативное воздействие исчисляется и взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:
а) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
стационарными источниками (далее — выбросы загрязняющих веществ);
б) сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее – сбросы загрязняющих веществ);
в) хранение, захоронение отходов производства и потребления.
Плату за негативное воздействие обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Об ответственности за незаконное размещение отходов
Анализ состояния законности в сфере исполнения законодательства об отходах производства и потребления свидетельствует о том, что имеют место случаи размещения, складирования и хранения бытовых и строительных отходов на земельных участках, для этого не предназначенных.
Принимая во внимание изложенное, Горно-Алтайская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет, что в соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, т.е. отходы необходимо размещать на специализированных полигонах ТБО.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами влечет за собой административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления влечет за собой административную ответственность по ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данная статья предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 3 тыс. рублей; на должностных лиц — от 10 тыс. до 30 тыс. рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от 100 тыс. до 250 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, влечет за собой уголовную ответственность, предусмотренную ст. 247 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, привлечение к административной или уголовной ответственности за несоблюдение требований законодательства об отходах производства и потребления не освобождает виновное лицо от обязанности устранить допущенные нарушения закона, а также возместить вред окружающей среде, причиненный в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов в порядке, предусмотренном ст.ст. 77, 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» добровольно или по решению суда.
И.о. Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора А.А. Кавунова