Радиоканал Чемал Плейлист

Во Встрече (Сретении) Богомладенца с праведным Симеоном Богоприимцем символично усматривается встреча двух эпох: ветхозаветной и новозаветной;
– во время встречи праведный Симеон подтвердил, что Богомладенец есть Истинный Христос.

Празднованием Сретения Господня исповедуется, что как Христос во исполнение закона был «посвящен» Богу, как первенец (по человеческому естеству), так и все мы, искупленные через Его Страдания и смерть, должны посвящать себя Богу, помня, что «мы уже не свои» (1Кор.6:19-20).

Иконография

Православные иконы Сретения Господня, как правило, отличаются следующими чертами. Обыкновенно в нижней части бывают изображены: Божья Матерь, Младенец-Христос, праведный Симеон Богоприимец, Иосиф Обручник и пророчица Анна, при этом фигуры Божьей Матери и Симеона Богоприимца обычно занимают центральное положение.

Господь Иисус Христос может изображаться как на руках Божьей Матери, так и на руках святого Симеона. Фигура последнего пишется склонённой в сторону Спасителя, его руки — покрытыми, в знак смирения перед Богом, благоговения перед обетованным Мессией.

Иосиф Обручник часто изображается позади Божьей Матери, чем подчеркивается его вспомогательная, а не главная роль в данном событии. Рядом с праведным Симеоном нередко пишется Анна, дочь Фануилова (на некоторых иконах её можно видеть позади Пресвятой Богородицы).

На заднем плане икон бывают представлены храмовые и иные постройки, что соответствует историческому контексту события. На иконах данного типа может изображаться и престол, напоминающий престол современного православного храма. Это связано с тем, что, во-первых, ветхозаветный Храм служил прообразом новозаветных христианских храмов, а во-вторых, с тем, что Сретение Господне — не только событие прошлого: в церковной жизни оно переживается ежегодно. На престоле могут изображаться: крест или книга. Крест является символом победы Спасителя над адом, дьяволом, смертью. Книга же символизирует и Евангельскую проповедь, и Книгу жизни. Этим подчеркивается: Христос изначально был предназначен к тому, чтобы стать Спасителем, Искупителем людей (1Пет.1:18-20).

Богослужебные (литургические) особенности

Сретение Господне – единственный праздник, в отношении статуса которого возможны различные мнения. Какой же это праздник: Господский или Богородичный? Если коротко, то ответ такой: по содержанию песнопений – Господский, по особенностям богослужения – Богородичный.

Цвет облачения. В свете приведенных рассуждений о статусе праздника вопрос о цвете используемого в этот день облачения также не может быть решен однозначно. Обычно на практике служат в голубом облачении исходя из того, что праздник по уставным особенностям Богородичный. Однако цвет облачения в большей степени должен быть связан с идейным содержанием праздника. А так как Сретение Господне в расширенном смысле является «отданием» Рождества Христова, то возникает альтернативный вариант цвета облачения: можно служить в белых одеждах, как и на праздник Рождества Христова.

Паремии на вечерне

Первая паремия, составленная из нескольких отрывков из Пятикнижия, объясняет, почему вообще понадобилось приносить Младенца Иисуса на 40-й день в Иерусалимский храм: такова была заповедь — посвящать Богу первенца мужского пола, в память о ветхозаветной Пасхе. Символично, что вскоре после Сретения и мы сами начнем готовиться к нашей, христианской, Пасхе.

  1. Вторая паремия — это знаменитое видение пророка Исаии. «И сказал я: «О я, несчастный, ибо я сокрушен! Потому что я – человек, и нечистые уста имею; и среди народа, имеющего нечистые уста, живу, – и Царя, Господа Саваофа увидели глаза мои!» И послан был ко мне один из Серафимов, и в руке у него был горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся он уст моих и сказал: «Вот, это коснулось губ твоих, и удалит беззаконие твоё, и грехи твои очистит»»…

Кстати, уголек, о котором говорится в этом отрывке, в святоотеческой традиции понимается как намек на Святое Причащение. И лжицу, при помощи которой оно подается, греки называют не «ложечкой», а словом, которое переводится как «клещи». Преподав Святое Причащение, священник говорит причащавшимся: «Вот, это коснулось губ ваших, и удалит беззакония ваши, и грехи ваши очистит» — это прямая цитата из рассматриваемого отрывка. На Сретение же он читается для контраста: глядя на внешнюю картину — как в Иерусалимский храм принесли маленького Ребенка, — духовными очами мы созерцаем величие Восседающего в Своем Небесном храме.

III. Третья паремия — тоже из пророка Исаии: «Вот, Господь восседает на облаке легком и придет в Египет…». Она намекает на то, что произошло после Сретения: в Иерусалим явились волхвы, Ирод узнал о Младенце, и праведному Иосифу с Пресвятой Девой и Ее Божественным Чадом пришлось бежать в Египет.

Священник Михаил Желтов

Печатается в сокращении

По материалам сайта azbyka.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Версия для слабовидящих
Чемальский вестник
Счетчики
Индекс цитирования. Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг алтайских сайтов
«Узнай о своих долгах»!
Рейтинг@Mail.ru