Радиоканал Чемал Плейлист

1924 г.

1 марта Православная Церковь празднует память святителя Макария (Невского), митрополита Московского, Алтайского. Он отошел ко Господу в 1926 году, 50 лет своей долгой жизни отдав трудам на Алтае. 26-летним иеромонахом он начал свое пастырское служение в Чемале, возглавив Чемальский миссионерский стан Алтайской духовной миссии. Долгие годы трудился святитель в Миссии, став ее начальником, затем епископом Бийским, Томским и Барнаульским, с 1906 г. – архиепископом Томским. В 1912 г. вышел «Высочайший рескрипт о назначении архиепископа Томского на Московскую митрополию».
Святитель никогда не стремился занять высокое положение. Во всех своих трудах он не ставил пред собою иной цели, кроме славы Божией и спасения людей. Успешно окончив Духовную семинарию, он отказался от продолжения учебы в Духовной академии и ушел на Алтай проповедовать святое Евангелие.
Принятое с покорностью воле Божией семидесятисемилетним архипастырем назначение на Московскую кафедру было делом жертвенного служения Святой Церкви.
Незаконно смещенный с кафедры 20 марта 1917 г. митрополит был определен в подмосковный Николо-Угрешский монастырь. Святейший Патриарх Тихон в 1920 г. утвердил его в звании митрополита Алтайского пожизненно.
В день памяти нашего земляка, предлагаем вниманию читателей «Чемальского вестника» фрагменты проповедей святителя Макария, посвященнх Великому посту и подготовке к празднику Пасхи.
В видимом мире видится приближение весны — времени посева для земледельцев. И в духовном мире есть своя весна — время сеяния на духовных нивах душ христианских. Это время настоящего Великого поста. Земледельцы сеют хлебные семена весной, а зимой сеять невозможно: тогда истребляется то, что было посеяно весной, пожато летом и собрано осенью. И в духовном мире есть своего рода зима, когда не сеют духовных семян, а только истребляют посеянное. Таковой зимой для духовного делания можно назвать время, предшествующее посту,— время святочных и масленичных дней, время увеселительных зрелищ в театрах, цирках, время балов и других греховных увеселений. Тогда действительно многие и весьма многие заняты исключительно истреблением всего посеянного во дни святых праздников и постов.

У земледельца считаются существенно необходимыми хлебные семена: пшеница, рожь, ячмень и т. п.,— а у делателей на духовной ниве необходимыми семенами считаются добродетели: смирение, сокрушение сердца, кротость, чистота, терпение, воздержание. Земледельцы не в одно и то же время сеют все семена, но одни раньше, другие позднее. И Святая Церковь, приглашая чад своих к духовному деланию, указывает им, в какое время на какие добродетели должно быть обращено особенное внимание для упражнения в них. Так, в одну неделю она указывала на смирение мытаря, в другую — на покаяние блудного сына; во Второй неделе поста она учила духовному деланию — умной молитве, через которую достигается чистота сердца, воспоминая защитника православного учения об этой молитве святителя Григория Паламу; затем указывала на Крест Христов для того, чтобы ободрить духовных делателей в подвиге поста. На Пятой неделе, как образец подвигов в борьбе с грехом, она воспоминала Марию Египетскую; при вступлении в Шестую неделю Четыредесятницы Церковь напоминанием из евангельской притчи о богатом и Лазаре указывала подвижникам благочестия на дела милосердия.
Есть обычай у жителей городов и сел готовиться к встрече больших праздников украшением жилищ своих и приготовлением для себя новых праздничных одежд. Пред праздником Пасхи таковая попечительность усугубляется: очищение и украшение жилищ начинается за неделю и за две ранее праздника, а забота о новых одеждах — еще ранее.
Нет греха в украшении жилищ для праздников. То же можно сказать и об одеждах. В чем состоят особенные приготовления, более важные, чем внешние украшения празднующих и жилищ их, и какие особенности должны отличать христианское приготовление к празднику? Первое — от христианина требуется, чтобы он более всего обращал внимание на измовение и на украшение не внешнего жилища своего, в котором обитает он сам, и не тела своего, которое служит жилищем для души его, а на украшение внутренней храмины — души своей, которая предназначена быть храмом Духа Божия (1 Кор. 6,19).
Чем украшать души и тела наши? Тем, что приятно для Духа Божия, что прилично для украшения тела Христова. Думаем, что теперь вы и сами уже угадываете, какое здесь требуется украшение: это украшение души любовью, радостью, миром, долготерпением, верою, кротостью и воздержанием, ибо таковые украшения суть плоды действия в нас Духа Божия и составляют для Небесного Посетителя душ приятнейшее убранство. А чем украшать тела наши как домы Божий? Дому Божию подобает святыня (Пс. 92, 6). Посему и тела наши должны быть украшаемы чистотою, воздержанием, целомудрием, подаваемыми от Духа Божия чрез Церковь.
Но прежде чем приступить к таковым украшениям душ и тел наших, нужно очистить себя от всякой скверны плоти и духа (2 Кор. 7,1), от всякой греховной нечистоты. А как это сделать? Посредством покаяния, исповеди и чрез достойное приобщение Тела и Крови Христовых, которые подаются во очищение и освящение души и тела. Как нечистота жилища вымывается водою, так нечистота душ омывается слезами покаяния; как раскаленным железом выводятся сальные пятна из одежд, так исповедью пред духовником, которая жжет самолюбие грешника, как накаленный металл, выводятся из души греховные пятна.
Но чтобы получить таковое прощение во грехах, ты, христианин, должен прежде сам простить того, кто тебя обидел, и попросить прощения у того, кого ты обидел. Примирение с другими составит второе праздничное украшение, Христу приятное.
Третьим украшением пусть да будет для тебя милостыня.
В святейшем обществе учеников, руководимых Христом, был обычай к празднику подавать милостыню бедным. Этот святой обычай да послужит для нас, христиане, примером и руководством.
Итак, пусть каждый жертвует туда, куда захочет, и столько, сколько укажет ему совесть его.
Эта милостыня, соединенная с постом, молитвой, покаянием, и будет наилучшим приготовлением к приобщению Святых Тайн Христовых, а всё это — наилучшим приготовлением к светлому празднику и с тем вместе наилучшим и благоприятным праздничным украшением нашим.
По материалам книги «Единое на потребу», том 1.
На фото: Святитель Макарий (Невский) в 1924 году.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Версия для слабовидящих
Чемальский вестник
Счетчики
Индекс цитирования. Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг алтайских сайтов
«Узнай о своих долгах»!
Рейтинг@Mail.ru