Для человека свойственно иметь идеал, к которому хочется стремиться, будь то внешность, отношения или мир в целом. Но многие считают, что достигнуть его невозможно. Согласно википедии, идеа́л — это высшая ценность; высшая степень нравственного представления о благом и должном; совершенство в отношениях между людьми; наиболее совершенное устройство общества. Но кто решает, являются ли отношения или поступки идеальными? И каков критерий этих оценок. Я задумалась: в какой момент мы начинаем делить мир на плохое и хорошее? Что влияет на эту нашу привычку?
В раннем детстве мы учимся воспринимать мир на уровне тела: сухой или мокрый, сытый или голодный, рядом мама и ушла. В этот момент мы еще не способны оценивать ситуацию, а лишь чувствуем комфортно нам или нет. И тут подключаются родители, рассказывая малышу, что быть послушным это хорошо, а капризничать плохо, прилежно учиться хорошо, а прогуливать школу плохо и т.д.
За «хорошо» дети получают любовь и поощрение, за «плохо» игнор и наказание. Со всех сторон на детей обрушивают эту оценочность, и им приходится постоянно подгонять свои действия под некие рамки, придуманные обществом.
А если посмотреть на этот вопрос с другой стороны? А что, если ваше «хорошо», для другого «плохо»? Например, если один человек причиняет другому боль – это плохо. Но если этот человек хирург и спасает жизнь, причиняя боль, то это уже хорошо. Излишняя забота и помощь ребенку – это хорошо, но такой ребенок может вырасти неуверенным в себе, безынициативным, неспособным отстаивать свои права, значит, для него это плохо. Гитлер, став канцлером Германии, подписал закон о принудительной стерилизации граждан, по его мнению, он действовал из благих побуждений и сохранял здоровый генофонд. Для нас это ужасно. Но мы стерилизуем своих животных и это считается ответственностью хозяина и правильным поступком. Примеров можно привести огромное множество, но смысл я думаю, понятен.
Я подвожу к тому, что нет ничего абсолютно хорошего или плохого, правильного или неправильного, нет общепринятой оценочности.
Однако, «черно-белое» воспитание накладывает на нас свой отпечаток и категоричное мышление всплывает в нас, особенно в стрессовых ситуациях. Когда экономическая и политическая ситуация стабильны, общество развивается гармонично, то люди более лояльны по отношению друг к другу. Но если исчезает чувство безопасности, появляется тревожность, то начинается разделение мира на «плохое» и «хорошее», на врагов и друзей. Включается оценочное стереотипное мышление, которым мы заражаемся в детстве от родителей, авторитетных родственников, бабушек и дедушек. И здесь очень важно осознанно отделять свои мысли и выводы от точки зрения авторитетной фигуры.
Может показаться, что категоричные люди очень правильные: у них есть четкая жизненная позиция, которой они придерживаются. Они не нарушают законов, а оценочное мышление помогает им в жизни. Но все хорошо в меру. Излишний перфекционизм и ощущение, что все вокруг не так как должно быть в идеальном мире, рождаются от критичного мышления. Это может приводить к стрессу и депрессии, ведь мир в глазах таких людей несовершенен, а значит, в нем невозможно быть счастливым.
Если вы чувствуете, что слишком категоричны, постарайтесь разобраться с тревогой — откуда она взялась и чем подпитывается. Если ваш внутренний голос навязчиво твердит, что вы недостаточно хороши и совершенны, возможно, в детстве вас сравнивали с соседским ребенком не в вашу пользу.
Мы часто становимся сами себе обвинителем и судьей, а вот про защитника как-то забываем. Если вы начинаете критиковать и обвинять себя, назначьте еще и внутреннего адвоката, который будет вести линию защиты и отражать нападение.
Вы спросите, а что же делать с детьми? Разве не нужно объяснять им, что такое хорошо, а что такое плохо? Нужно, конечно! Но именно объяснять. Например, не просто сказать, что обижать животных плохо, а поговорить о том, как человек становится другом и защитником животных, потому что он сильнее и умнее.
Подводя итог, хочу сказать, что для нашей души нужен разнообразный опыт. А у опыта нет оценочности. И очень часто как раз «негативные» события являются толчком для развития. Что бы с нами не происходило в жизни, нужно научиться принимать это с благодарностью и просто разрешить себе жить и чувствовать, не деля мир на «черное» и «белое».
Клинический психолог
Елена Беломестных