Состоянию и перспективам развития системы образования Чемальского района было посвящено совещание, которое прошло в декабре в Чемальской средней школе.
В нём принимали участие глава Чемальского района А.А. Алисов, заместитель прокурора Чемальского района Ю.В. Данилова, начальник отдела образовательной политики и нормативно-правового регулирования Министерства образования и науки Республики Алтай И.И. Елфимова, начальник отдела образования Чемальского района А.Г. Огородников, а также учителя, директора школ, заведующие детскими садами и представители общественных организаций.
Сегодня система образования Чемальского района включает в себя одиннадцать общеобразовательных организаций, три дошкольных общеобразовательных и две организации дополнительного образования детей. Работают 8 детских садов, где дошкольное образование получают 472 ребенка и семейная дошкольная группа, в которой состоят всего 3 ребёнка. Об этом доложил А.Г. Огородников.
Кроме этого, доклады участников касались реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, результатам государственной итоговой аттестации выпускников прошедшего учебного года и работе с одарёнными детьми.
В каждом образовательном учреждении района действует программа работы с одарёнными детьми, направленная на создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей. На практике это достигается за счёт участия в выставках, проектной и исследовательской деятельности и разнообразных конкурсах. Чаще всего школьники района побеждают на олимпиадах по таким предметам, как биология, алтайский язык, обществознание и физическая культура.
Участники конференции попытались выяснить причины, почему в прошедшем учебном году школьники района сдали единый государственный экзамен по нескольким предметам хуже, чем раньше. Самым «западающим» предметом указали физику. По мнению И.И. Елфимовой, чтобы улучшить результаты ЕГЭ, в работе на результат должны быть задействованы все учителя. Нельзя забывать о и профориентационной работе, которая, в идеале, начинается задолго до того, как дети перейдут в выпускные классы.
Докладывая о внедрении федеральных государственных образовательных стандартов, заведующая детским садом «Улыбка» О.Н. Аммосова напомнила: детские сады не должны учить детей читать и писать. С ребёнком должна идти индивидуальная работа, и лучше, если её будут вести сами родители.
Также она обратила внимание на большую задолженность по родительской плате. Есть люди, задолжавшие до 15 тысяч рублей. Руководству детским садом рекомендовали усилить работу по обращениям в суд для взыскания денежных средств с должников.
Сегодня средний возраст педагогических работников Чемальского района составляет 48 лет. Как привлечь молодых специалистов на работу в школы? Директор Узнезинской средней школы А.В. Буханистов рассказал, как он с самого начала учебного года безуспешно ищет учителя английского языка. На объявление о вакансии за всё это время откликнулся только один человек, который, узнав размер зарплаты (12 тысяч рублей), уточнил: «Где я буду жить?»
«А что я ему на это отвечу, — эмоционально произнёс Андрей Владимирович. – Сам живу за тридцать километров от школы. У нас девять учителей из пятнадцати каждый день ездят на работу из других населённых пунктов. Раньше было десять, но одна из учительниц отказалась, перешла работать туда, где она живёт. Человек должен приходить на работу довольный, сытый, счастливый, а не отстояв 45 минут на остановке, на морозе».
Заместитель главы Чемальского района О.В. Миленина напомнила, что ещё при подготовке к совещанию было решено, что отдел образования изучит все возможности, которые школа может предложить молодому педагогу. Представители профсоюзной организации считают, что среди путей решения проблемы может быть вхождение в программу «Жильё для молодых специалистов», предоставление администрацией земельных участков или денежные компенсации посредством управления социальной поддержки за съём жилья без центрального отопления.
В ходе совещания были определены рекомендации для школ и детских садов, которые уже начали внедряться в образовательный процесс.
Глава Чемальского района А.А. Алисов считает, что данное совещание станет отправной точкой, после которой уровень образования в районе должен повыситься – и в сравнении с прежними показателями, и относительно других районов Республики Алтай.
К. Огорелкова