Радиоканал Чемал Плейлист

       Как правило, в общественном сознании по поводу деятельности многих структур и органов власти существуют различные мифы и стереотипы. В отношении института Уполномоченного по правам человека (омбудсмана) оценки и запросы нередко носят полярный характер: от «громоотвода для власти» до «последней инстанции». И то и другое содержит в себе весьма упрощенное понимание института омбудсмана, а между этими оценками имеет место набор еще более экзотических представлений, отражающих как разочарование отдельных заявителей, так и огромный социальный запрос на человеческое участие государственных органов в судьбах людей.

      Стереотипы, бытующие у граждан, обращающихся к уполномоченным по правам человека, нередко заключаются в ожиданиях немедленного исполнения их просьб, независимо от сложности вопросов и обоснованности требований. Людям хочется, чтобы их проблема решалась простым поднятием телефонной трубки, в которую омбудсман пошлет приказ чиновнику: «Решите вопрос положительно». Однако, прежде всего потребуется анализ всей ситуации, которая, как правило, представляет сложную правовую или жизненную коллизию. Уполномоченный представляет интересы личности перед лицом всей государственной машины, но это не значит, что он должен слепо доверять предоставляемой ему информации. Объективность и непредвзятость — это важные принципы в деятельности омбудсмана. Он — не личный правозащитник Иванова, Петрова, Сидорова, а Уполномоченный по правам человека на территории всего региона или всей страны, в том числе и тех, кто к нему не обратился в конкретной ситуации, но чьи законные интересы она затрагивает. Этим, он, кстати, отличатся от адвоката, который должен представлять интересы клиента, независимо от того, прав он или виноват.

      Многим хотелось бы видеть в омбудсмане — трибуна и непримиримого борца за справедливость, что-то вроде комиссара Катани или героев Шварценеггера. Публичность и последовательность — это важные качества для деятельности уполномоченных по правам человека. Но не менее важна дипломатичность и взвешенность (а если повезет, то и мудрость). Нужно уметь слышать собеседника и с каждым разговаривать на его языке, будь то вахтер или министр. А внешние признаки крутизны только мешают делу: ведь если к вам некто врывается в кабинет, кладет ноги на стол и громко обличает ваши недостатки, вряд ли вы захотите его слушать, и тем более исполнять его рекомендации, поэтому обоснованность доводов и умение донести их до чиновников, в конечном счете, гораздо важнее для достижения результата, чем стучание кулаком по столу. Ведь по большому счету, уполномоченный по правам человека является посредником между человеком и властью, и его задача — сделать так, чтобы они, наконец, договорились между собой. Конфиденциальность, исчерпание возможностей решить вопрос административными методами — и только потом и в крайних случаях стоит прибегать к публичности. Так что не только деньги «любят тишину». Омбудсман, безусловно, фигура публичная, открытая для граждан и средств массовой информации, но
сама по себе публичность не является самоцелью. Иногда лучше сообщать о себе миру в гомеопатических дозах.

Ежедневно представляя права и законные интересы отдельной личности перед лицом огромной государственной машины, Уполномоченный по правам человека часто сталкивается с тем, что, к сожалению, реализовать права и законные интересы простому человеку и трудно, и затратно, а нередко — и унизительно.

  Задача Уполномоченного по правам человека — помочь людям в этих непростых правовых и жизненных коллизиях найти максимально бесконфликтный путь их разрешения, чтобы они не утратили веру в государство, в справедливость; помочь сохранить ощущение человеческого достоинства даже тем, кто остался на какое-то время без работы, без крыши над головой, без так необходимых мер государственной защиты. Уполномоченный нужен людям в ситуациях, сложившихся в силу ненадлежащих действий или бездействия должностных лиц; в ситуациях, в которых не нашлось места уважению к личности отдельно взятого человека; ситуаций, в которых чиновники отмахнулись от заявителя, пренебрегли его весомыми доводами, прикрывшись макроэкономическими показателями или действовали «строго по инструкции» и потому что «так принято».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Версия для слабовидящих
Чемальский вестник
Счетчики
Индекс цитирования. Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг алтайских сайтов
«Узнай о своих долгах»!
Рейтинг@Mail.ru