Некий отец, заботясь о добром воспитании сына, явился к мудрецу с вопросом, как вырастить ребёнка хорошим человеком.
– Сколько лет мальчику? — спросил старец. – Пять.
– Ступай домой. Я ничем не смогу тебе помочь: ты опоздал ровно на пять лет.
Притча эта, довольно широко известная, учит серьёзно и ответственно подходить к воспитанию человека, Гражданина, будущего Семьянина и труженика с самого зачатия: ведь впечатления, полученные ребёнком до пяти лет, сохраняются особенно долго, и игрушка служит той отправной точкой, с которой начинается познание.
Мир, сформированный игрушками, — некий прообраз и будущей семейной жизни наших детей, и тех представлений, которые они передадут своему потомству.
Более того, любая вещь или явление, как учат святые отцы, имеет первообраз на Небесах. Игрушка не исключение: она может либо приблизить малыша к познанию Божьего мира, либо до неузнаваемости помрачить его образ.
В России на протяжении веков самый высокий в Европе уровень рождаемости сочетался с высокой детской игровой культурой. Традиция требовала от взрослых с уважением и полной серьёзностью относиться к игре малыша. Даже самые примитивные игрушки имели вполне определённое назначение, были звеном в единой цепи и сменяли друг друга в соответствии с особенностями как физического, так и духовного развития детей. С ростом малыша окружающие его игрушки усложнялись. Их создатели глубоко понимали интересы и желания ребёнка.
Современные дипломированные специалисты с удивлением констатируют, что все народные игры благотворно влияют на психофизическое развитие ребёнка; например, немудрёные «Ладушки» улучшают кровоснабжение головного мозга. Любителям очернять «тёмную, неграмотную» дореволюционную Россию не мешало бы задуматься над этим фактом.
Показательно, что среди игрушек нашего народа не встретишь копии злодеев: ведь в старину считалось, что такая «забава» может сильно навредить малышу.
Крестьянская игрушка никогда не была чисто созерцательной — она побуждала ребёнка к активной игре, требовала от него живого участия. Погремушку трясли — она звучала, каталку возили — она оживала, куклу одевали, чтобы она походила на человека. Никогда игрушку не доводили до такой законченности, чтобы детям нечего было с ней делать: они вкладывали в неё частицу своего труда, а позднее — творчества, а потому — любили. Трудно представить, чтобы подобную нежность дети испытывали к роботу-трансформеру, игрушке «Денди», монстрику Хепо, Лунтику и прочим «шедеврам» современной «креативной» мысли.
Примерно с двух лет крестьянские дети распоряжались игрушками самостоятельно. Их небогатый игровой набор отличался практичностью. Игрушки для бросания и стрельбы: мячи, луки, пращи — тренировали меткость и ловкость. Волчки, кубари, жужжалки открывали тайны механики, прививали технические навыки. Дудки, рожки, сопилки, свирели, свистульки, развлекая, знакомили с народной музыкой. Игрушечные сохи, бороны, топоры, тележки приобщали к повседневному деревенскому труду, причём, как и в жизни, игрушки-инструменты не украшались ни резьбой, ни росписью.
1 2
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.