Радиоканал Чемал Плейлист
Календарь
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

В последнее время селу Аскат Чемальского района снова уделяется много внимания. И не только в связи с его 150-летним юбилеем. Отсюда исходят несколько громких и противоречивых инициатив.
Недавно в нашей газете было опубликовано обращение более 500 жителей Чемальского района, в котором они выражают протест по поводу положения о Памятнике природы «Аскатская долина». О том, чем это вызвано, скажу немного позже. Члены инициативной группы, продвигающие проект ООПТ «Аскатская долина», судя по всему, считают данное обращение сфабрикованным. На публичных слушаниях по вопросу о создании Памятника природы в Аскате, казалось, было достигнуто некоторое согласие. Однако, как выясняется, никакого согласия и взаимопонимания между сторонами спора до сих пор нет. Инициативная группа регулярно обвиняет своих односельчан и руководство района в различных недостатках, жители Аската, особенно те, у которых здесь жило не одно поколение предков, обвиняют данных инициативных людей в искажении фактов и агрессивности. В доказательство своей правоты люди приводят различные факты.
По мнению тех, кто не согласен с членами инициативной группы, именно эти энергичные граждане создают напряженность в отношениях между жителями села, поскольку изначально пытаются запретить традиционные формы жизнедеятельности, которые существуют в Аскате, как, впрочем, и практически во всех селах республики с очень давних времен.
Фрустрация тех, кто переехал в Аскат для постоянного или периодического проживания, похоже, достигла наивысшей точки, когда они вдруг поняли, что не могут сосуществовать с домашней скотиной, которая есть в некоторых домовладениях села. Домашний скот, как рассказывают люди, стал камнем преткновения в отношениях людей с городскими и сельскими взглядами на жизнь. Многим из тех, кто приехал из далеких городов, наличие скота в селе явно не понравилось. В ход шли и, кажется, до сих пор идут такие аргументы, как неприятный запах от коров, собак и другой живности, который, возможно, преследует этих людей, не давая им покоя. Жители села, живущие здесь издавна, утверждают, что их обзывают колхозниками, от которых «пахнет навозом», которые «не умеют разговаривать», и что они, «колхозники», ставят еще возле своих домов свои «вонючие машины».
Когда инициативная группа стала активней бороться за аскатский сосновый бор, считая, что лесу грозит уничтожение, они стали предлагать жителям Аската пасти свой скот в определенном месте. Прямо за село Аскат высится гора и где-то близко к ее вершине есть небольшие поляны. Там инициативные граждане и определили места для выпаса скотины. В остальных же местах, по их мнению, должен быть установлен запрет на любое нахождение домашних животных. Но они не учли одну важную особенность крупно-рогатого скота. КРС не может подниматься на крутые склоны. На это способны только козы, козлы и дикие животные, которых у жителей Аската фактически нет. Сельские жители, имеющие дело с животноводством, знают об этом не понаслышке. В случае крайней необходимости расположить коров и быков вместе с телятами в указанном инициативными жителями Аската месте, которое находится чуть ли не на вершине горы, нужно применять современную технику. Так домашнюю скотину можно сбросить на гору с какого-нибудь грузового самолета на парашютах, чтобы она там паслась согласно инструкциям. Но это очень затратно. Бюджет сельского поселения и даже района такие расходы не потянет. Кроме того, на этой горе нет воды. Но других мест для выпаса инициативная группа своим землякам не предложила.
И когда те жители Аската, которые опасаются за судьбу своих небольших традиционных хозяйств, ознакомились с проектом положения о Памятнике природы «Аскатская долина», они увидели в нем практически одни запреты. В положении говорилось, что данные территории нельзя использовать для выпаса скота, сбора ягод и грибов, любой хозяйственной деятельности, которая может нанести вред хрупкой природе, окружающей село Аскат. А предполагаемая территория Памятника протянулась до знаменитых голубых озер и занимает почти всю ровную полезную площадь вблизи села и дальше.
Тогда многие жители села, не согласные с позицией энергичных односельчан, действительно забеспокоились. Тем более в таких же природных парках кто-то из них уже бывал, и там действовали такие же запреты, которые хотели ввести их инициативные земляки. Из-за этого проекта положения появилось обращение, под которым подписалось около 540 жителей Аската и других сел района. Нет сомнений, что это совершенно реальные жители района. Ознакомившись с проектом, который предлагали инициативные граждане Аската, они ставили свои подписи под обращением, расшифровывали фамилии и рядом уточняли, из какого они села: Аската, Аноса, Аюлы, Чепоша, Узнези…
Дальше события разворачивались примерно так. Когда информация о появлении такого обращения дошла до инициативной группы, очень быстро на свет появилось альтернативное Обращение, под которым подписались более ста граждан. Но скоро стало известно, что под обращением подписались почти поголовно жители Новосибирска. Аскатинцы были удивлены и раздражены, говорили «если вы собираете подписи в Новосибирске, может, нам в Москве их собрать? Только что это даст? Они ведь не знают, что здесь происходит». Возможно, они ошибаются. Скорее всего, граждане Новосибирска знали, что творится в далеком селе Аскат, только со слов инициативных горожан, которым порядки Новосибирска, возможно ближе и роднее, чем традиции Аската.
И в один прекрасный день вдруг оказалось, что в положении о Памятнике природы указанных выше запретов больше нет: выпас скота, сбор грибов и ягод и некоторые другие виды традиционного уклада жизни сельчан диаметрально противоположным образом стали разрешаться. Данное положение было вынесено для обсуждения на публичные слушания в Чемале. Практически никто не стал возражать, потому что были озвучены и показаны другие, чем вначале, правила поведения на территории природного парка. Но правда, есть оговорка, что внесенные изменения и дополнения войдут в положение о парке уже без обсуждения. Кажется, речь идет о том, что спустя месяц людям предложат окончательный и, скорее всего, утвержденный вариант положения о Памятнике природы «Аскатская долина». По нему потом и будут жить.
На прошедших слушаниях все дружно приветствовали компромиссный вариант. Если кто-то из немногочисленных жителей Аската пытался заикнуться о своих опасениях, его дружно «захлопывали аплодисментами». А в конце из толпы, говорят, напутствовали: «Чего вообще с ними разговаривать, вышвырнуть их отсюда, да и всё!»
Но даже в этой атмосфере возбужденной радости и умиротворения коренные жители Аската заметили, что большинство тех, кто пришел на данные публичные слушания, им незнакомы. Они не были похожи на жителей Чемальского района. Район маленький, если люди живут здесь десятки лет и часто ездят в райцентр, бывают в других селах, трудно не запомнить лица здешних жителей. И точно это были не жители Аската, кроме нескольких участников. Таких незнакомых граждан, по некоторым наблюдениям, на публичных слушаниях было процентов 80. С другой стороны, понятно, что все они россияне, жители нашей необъятной страны. Никто не может запретить жителю Новосибирска или Красноярская приехать в наш район для участия в каких-нибудь мероприятиях. Поэтому решение этих слушаний никто оспаривать не будет, тем более что запреты сняли. Правда, неясно, надолго ли.
Среди всех этих и других парадоксов непонятно, почему инициативная группа Аската считает организатором сбора подписей под обращением вновь избранного главу Чемальского района Александру Механошину. Трудно сказать, корректно ли будет так выразиться, но такие сведения авторы обращения называют «бредом», а их распространителей «идиотами». Конечно, все образно говоря и, наверное, в переносном смысле. Но абсурда во всех этих событиях вокруг «Аскатской долины» действительно стало слишком много. Иногда кажется, что авторы абсурда не такие наивные, а слишком заинтересованы довести все до состояния бреда, чтобы уже никто не смог разобраться, с какого конца подступиться к этим проблемам, чтобы сохранить трезвый ум.
Жители Аската, ведущие традиционное хозяйство, и возражающие против запретов, говорят, что никто из них не собирается идти против решения главы республики или правительства. Но руководство республики не указывало принять положение о природном парке в каком-то конкретном виде и, безусловно, рекомендует учесть интересы всех жителей села, сделав все в соответствии с законом. Эта работа должна быть проведена на местном уровне, потому что для этого существуют муниципальные органы власти, не создавая конфликта интересов. Руководство района стремится решить вопрос именно в таком ключе. А чем все закончится, станет ясно очень скоро.

Д. Николаев

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Версия для слабовидящих
Чемальский вестник
Счетчики
Индекс цитирования. Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг алтайских сайтов
«Узнай о своих долгах»!
Рейтинг@Mail.ru