Месяц май для алтай-кижи — месяц кукушки (куук ай), для челканцев (челканцев) — месяц пашни (тарыг ай), у тубаларов – месяц кошения травы (jал щабар ай) или месяц кошения травы на пашне (кыра щабар ай).
Это в алтайских традициях первый месяц лета. Считалось, что в мае просыпается небосвод, который замерзал с осенними холодами, о чем извещал гром (кӱкӱрт, теҥери унчукты). Хозяин аила сжигал в очаге веточку можжевельника, огонь кропили свежим молоком с пожеланиями достатка, здоровья членам семьи и своему скоту.
Исследователи отмечают, что кукушка, кроме обозначения месяца, является ещё символом процветания страны, символом благодатного Алтая, где нет ни зимы, ни лета, и где живет богатырь. Во многих сказаниях встречается устойчивое выражение: эдил кӱӱги эдип јадар јайы-кыжы билдирбес, кеен Јараш Алтайда — «на прекрасном Алтае, где (всегда) кукует кукушка, где нет разницы между зимой и летом». О кукушке слагались легенды, предания, сказки, песни. Кукушка является самой загадочной птицей. С ней связывали отдельные поверья и приметы.
Ох, она — кукушка!
По преданиям, алтайский народ кукушку воспринимал как небесную посланницу, сообщающую о приходе лета. Но и есть подробное поверье: человек если правым ухом услышит первое в году кукование, то ему будет сопутствовать удача, если левым — удачи не будет. По тому, как человек весной в первый раз услышит пение кукушки, зависит его судьба на год. Услышит пение впереди — для него будет хороший год. Если пение прозвучало справа — также будет неплохой год. Если же слева — то будет неблагоприятный год. Если человек услышит кукование кукушки со стороны затылка — надо ждать несчастья. Когда кукушка кукует возле жилья, необходимо быть очень осторожным. Когда кукушка садится на коновязь или на самый верх аила и кукует — жди неприятностей.
Образ кукушки в исследованиях культуры алтайцев
Ирина Николаевна Муйтуева, кандидат педагогических наук НИИ алтаистики им С.С. Суразакова отмечает, что по религиозному мировоззрению алтайцев человеку, находящемуся рядом с кукушкой вечером, она, переговариваясь с ним кукованием, может предсказать ему всю правду. В алтайском фольклоре нашли отражение представления о её человеческой природе, то есть о превращении девушки (женщины) в кукушку. Вот варианты легенд. «В доме у снохи жила девушка-сирота. Брат ее пропал. Девушка превращается в кукушку и улетает искать брата. По пути у нее одна обувка выпадает, с тех пор у кукушки одна нога без обувки. Она садится на дерево, под которым умер ее брат, и кукует». В данном мифе кукушка — это молодая девушка. По другим преданиям, кукушкой становится женщина, которая обиделась на своих непослушных детей. «Однажды, когда женщина сильно заболела и не могла встать, она попросила своих детей принести ей напиться воды, те не послушались и ушли играть. Тогда она обернулась кукушкой и вылетела из дымохода. Дети хотели поймать её за ноги, но в их руке осталась только одна обувка, поэтому у кукушки одна нога красная, а другая — чёрная». Это предание объясняет, почему у кукушки разные ноги. По утверждению информанта М.М. Манзыровой, в Улаганском районе река названа Баш — Куш (народная этиология), в память о девушке, которая обернулась кукушкой и стала горевать-куковать о погибшем брате. В алтайских героических сказаниях кукушка выступает воскресительницей, иногда предвестницей смерти, то есть является и положительным, и отрицательным персонажем.
В одном из героических сказаний кукушка предстает еще и в качестве благодетеля людей, может быть и предвестницей лета. Видимо, такой образ связан мечтой народа о вечном благополучии, о вечной молодости. Во многих произведениях алтайского эпоса кукушка является покровительницей богатырей, выполняет функции воскрешения, является символом благополучия и молодости.
Подготовила
Наталья Заневская