Особенностью Республики Алтай как этносоциального пространства является полиэтничность. Разные народы проживают на территории республики: алтайцы, казахи, русские и многие другие. Конечно, существуют смешанные браки, рождаются дети-метисы, которые, в свою очередь вступают в брачные отношения с представителями других национальностей, — так происходит ассимиляция, межэтническое взаимодействие.
Смешанный брак показывает дистанцию между народами, чем она больше, тем труднее в него вступить. Иногда препятствием для вступления в брак является именно происхождение, случается, что не совпадают религия, менталитет и быт. Межэтнические браки были широко распространены на территории бывшего Союза ССР, важным идеологическим фактором страны тогда являлся интернационализм. Дружба народов, наций приветствовалась, и гражданам СССР нравилось говорить о себе: я советский человек, для меня нет различий между народами. В настоящее время много изучается этническое самосознание, традиционная народная культура, пропагандируется этническое самоопределение. В РА взаимодействуют два и более этносов, существует двуязычие, мирно и благополучно сосуществуют праздники разных народов и религиозных конфессий.
Подняв тему межэтнических браков, автору пришлось услышать много мнений, например: «Кругом и рядом такие семьи!», «Сейчас народ опомнился, что чистоту крови надо соблюдать», «О чём Вы говорите, — мы воспитаны на интернационализме, и об этом не думаем», «Гуляйте с кем хотите, а жениться надо на своих»…
Вспомним Бэллу Ахмадулину: «Не довольно ли нам пререкаться, не пора ли предаться любви?» Любовь стирает границы, сносит препоны, её величество Любовь – правит миром. Брак — добровольный союз мужчины и женщины. Межэтнические браки считаются проявлением истинных чувств. Формирование таких браков способствует обогащению личности многообразным культурным наследием как своего, так и «смежных» этносов. Межнациональные браки способствуют сближению наций и улучшению отношений между ними. Ведь говорят же: «О, у нас теперь появилась русская (алтайская) родня!» Благодаря таким бракам растет взаимная заинтересованность в культуре и быте народов, воспитывается терпимость к другим религиям и традициям. Очевидно, что именно в семье закладываются основы отношений личности к представителям других этнических общностей, многое зависит от того, какими будут эти отношения. Именно в семье с раннего возраста человек становится носителем традиций и привычек, социальных и нравственных ценностей того этноса, к которому он принадлежит по самому факту рождения. Чему учится человек в детстве, то и несёт он по жизни до седых волос. И часто слышишь, как пожилой человек цитирует свою бабушку, деда, — то, что слышал от них в детстве.
Брак и семья являются объектом изучения различных областей наук: философии, социологии, медицины, психологии. Изучает браки и статистика. По России, в соответствии с Всероссийской переписью населения 2010-го года, этнически разнородных пар — 12 %. По данным социологов, «за» и «против» межнациональных браков выступает примерно одинаковое число россиян. 35-40% россиян не верят в межнациональные браки, считая их менее долговечными по сравнению с браками между супругами одной национальности. От 15 до 20% опрошенных уверены, что все браки одинаковы вне зависимости от национальности супругов, что всё зависит от внутренних семейных отношений. Сколько людей, столько мнений, а жениться люди не останавливаются, да и слава небесам.
И ещё вот, что интересно: в случае, если возникнет чувство любви, 30% женщин готовы вступить в брак с мужчиной другой национальности и только 10% мужчин согласятся взять в жены женщину другой национальности. Во всяком случае, такую информацию по результатам опросов населения даёт статистика. Как же обстоят дела с такой хрупкой конструкцией, как межэтническая семья, в частности, в Чемальском районе? Стало интересно найти такие семьи, которые и удивляют, и радуют. Народ у нас в районе скромный, некоторые просили фамилии не озвучивать, многие сначала рассказывали о себе, а потом просили не писать о них. Но все люди, с которыми довелось общаться, гордятся своими семьями, своей «кровью» и отличаются уважением к чужим культурным традициям.
Артур Гайнутдинович (татарин) и Ирина Ивановна (алтайские корни) в 2022 году будут отмечать 30-летие брака, у них двое детей. Ирина Ивановна врач, Артур Гайнутдинович специалист сферы культуры и педагог. Артур разговаривает по-татарски, особенно со своей мамой, Ирине это не мешает. Артур исповедует ислам, и опять же, Ирине это не мешает. Взаимное уважение – стержень семейных отношений и гарантия здорового общения. Дружная, благополучная семья.
Ырыс (алтайские корни) и Екатерина (русские корни) женаты 3 года. Есть ребёнок. Свадебный обряд проводился по алтайскому обычаю. Катя с удовольствием проявляет интерес к культуре алтайцев, к традициям и блюдам народной кухни. Ырыс ничего не навязывает любимой, знай себе «куёт» благосостояние семьи.
Саид (таджик) и Любовь (алтайские корни, сёок телёс) 20 лет вместе, а брак зарегистрировали 4 года назад. Дети уже взрослые и у обоих они от предыдущих браков. Саид мусульманин, а для Любы — алтайская культура и традиции алтайского народа: важная часть жизни. Саид ей всегда помогает с приготовлением блюд алтайской кухни, выстроил аилы… Единственное условие: в доме не должно быть свинины. И «Главней всего погода в доме». Саид городской житель, он строитель из Душанбе, Любовь Кулуновна — сельская жительница, всегда держала скотину, умеет по хозяйству всё. Профессия у неё — работник культуры. Не смотря на разницу вероисповеданий, разное происхождение этим двум, уже не молодым, людям хорошо вдвоём. И да будет так — как можно дольше…
Лариса (украинские корни) и Юрий (алтайские корни, сёок телёс) вместе более 30 лет. Общих детей нет, дочери от предыдущих браков взрослые, внуки растут и радуют. Лариса предприниматель, Юра водитель. Он чтит законы предков — алтайцев, соблюдает традиции своей семьи, уважает тёщу. Оба крещёные, православные христиане.
У Алексея (немецко-казахские корни) и Оксаны (русская) 20 лет назад была свадьба. У них двое сыновей. Они предприниматели. Красивая, дружная пара. Оксана говорит: «Ну какой Лёша немец или казах? Так, седьмая вода на киселе. Бабушка немка, дедушка Елюмбай – казах, а мама-то русская! Но фамилию свою казахскую уважаем, и дети, продолжатели рода, тоже гордятся своей фамилией». В семье Абельдиновых полное взаимопонимание и любовь.
Мария (алтайские корни) и Журабек (узбек) 16 лет вместе. Мария родила мужу – мусульманину 5 детей, сама приняла ислам, она медработник в детском садике «Лисёнок». Мария говорит, что за годы её замужества они пережили с мужем всякое: и уезжали в Киргизию, и возвращались, и выслушивали от своих родных мнения, отличные от своего. Переход в ислам для Марии явился настоящим счастьем, она нашла себя в этой религии, определила для себя смысл жизни. В самом начале создания семьи возникали случаи несовпадения интересов молодожёнов: Журабек интересовался многожёнством, — Мария улыбается: «У мужа я одна-единственная и любимая жена». Детки учат английский, арабский, узбекский и киргизский языки, помимо того, что в семье разговаривают на русском. Поездки в гости на родину Журабека сближают с родными, приносят радость.
Ничего сверхъестественного в межэтнических браках не наблюдается. Как у всех людей: по-разному… Командует парадом, как и всюду, Её величество – любовь. Есть русская пословица: «Не по хорошу мил, а по милу хорош», она говорит нам о том, что не обязательно очень хороший человек станет тебе милым, а вот если человек мил сердцу, так он будет всем хорош, сам оделишь милого теми чертами, каких у него и нет, возможно. Гармоничные союзы вполне случаются между представителями всех рас и народов. И теперь благодаря такому явлению, как аутбридинг (массовое смешение народов), население многих стран состоит из метисов. И ничего — живут и процветают. Согласно законам генетики, потомки от межэтнических браков сочетают в себе признаки обоих родителей. Что касается признаков, контролируемых генами (рост, цвет кожи), то потомки получат характеристики, промежуточные между обоими родителями. Есть рассуждения, что малочисленные народы растворяются в более крупном этносе. Но ведь не исчезла же русская нация, как таковая, после того, как семь столетий назад монголо-татары оставили свой весьма заметный след в русском генофонде. Наши чемальские межэтнические семьи счастливы и благополучны. Выбрали друг друга эти такие разные люди, значит, существует нечто важное, что перевешивает все доводы против таких союзов. Главное, конечно, чтобы подошли друг другу характеры людей, чтобы чувства были позитивными, чтобы был в семье лад и склад, и мирное небо над Родиной. Всем совет да любовь!
Наталья Заневская