Отрадно видеть, как в последнее время меняется облик Чемала – появляются новые микрорайоны, строятся добротные жилые дома, открываются магазины и торговые центры, благоустраиваются улицы и детские площадки. Поневоле охватывает чувство гордости за родное село.
И совсем иное чувство, чувство горечи, утраты чего-то важного и невосполнимого вызывают сиротливо возвышающиеся недостроенные здания, пустующие скотные дворы, заброшенные склады, полуразвалившиеся гаражи и мастерские. В народе эти достопримечательности в шутку называют «памятниками социализма».
Именно такая участь постигла «Сельхозтехнику», некогда крупнейшее и процветающее предприятие в районе, которому в 2023 году исполнилось бы 75 лет со дня основания. Восстановить хотя бы некоторые страницы из жизни этой замечательной организации важно для истории нашего села. Ведь пройдёт совсем немного времени, и молодые люди не будут знать, почему один из густонаселённых микрорайонов Чемала называют СХТ.
Образование Эликманарской МТС
С целью внедрения в деревне индустриальных методов работы и повышения производительности труда в 30-40 годы прошлого столетия в СССР повсеместно создаются машинно-тракторные станции (МТС) — крупные механизированные государственные предприятия, оснащённые машинами, сельскохозяйственной техникой, и призванные помогать колхозам.
Конец 1940-х годов — трудное послевоенное время. Без техники было практически невозможно восстановить пришедшие в упадок за время войны хозяйства. Для технической и организационной помощи колхозам, а в Эликманарском аймаке их было 22, зимой 1948 года под руководством Владимира Николаевича Духанина была организована Эликманарская машинно-тракторная станция (МТС). Центральная усадьба МТС разместилась в Чемале, ещё четыре тракторных бригады были организованы в Аюле, Аносе, Эликманаре и Куюсе. Образование станции дало новый толчок в развитии не только нашего села, но и района в целом.
На первых порах МТС испытывала большие трудности – поставка техники осуществлялась крайне медленно, имеющиеся тракторы, машины, комбайны в большинстве случаев простаивали из-за отсутствия горючего, смазочных материалов или мелких поломок. Отсутствие мастерских задерживало ремонт, плохие дороги мешали доставлять технику на место работы, кроме того, катастрофически не хватало механизаторов, а объём работ был слишком велик.
Руководство МТС проводило большую организационную работу. Невзирая на трудности, не считаясь со временем, работники МТС трудились самоотверженно. Между бригадами развернулось социалистическое соревнование; механизаторы, ремонтники, строители брали коллективные и личные повышенные обязательства по выполнению и перевыполнению плана.
Интересную статью заместителя директора МТС по политчасти К. Паутова я нашла в аймачной газете «Стахановец полей» от 31 марта 1949 года, где автор сообщает:
«На собрании рабочих и служащих МТС был обсуждён текст письма товарищу Сталину от алтайских хлеборобов. Участники собрания взяли на себя следующие обязательства: Собрать урожай в обслуживаемых МТС колхозах не менее 13 центнеров с гектара. Провести весенний сев в 12 рабочих дней. Спахивать за смену на тракторе АТЗ-НАТИ не меньше 7 гектаров. Сверх установленного плана вспахать 300, посеять 200 и закультивировать 300 гектаров. Сэкономить горючего и смазочных материалов не ниже 10%. Сохранить технику в хорошем состоянии до конца работ.
Члены тракторной бригады №2, где бригадиром был тов. Серебряков, взяли обязательство выработать за год на каждый 15-сильный трактор не менее 450 гектаров.
Построить в 1949 году четыре жилых девятиквартирных дома, контору, нефтебазу, сарай для машин, мастерскую, кузницу, баню, склад для запасных частей и произвести озеленение у построенных объектов».
По страницам аймачной газеты «Стахановец полей»
Обращение к газете тех лет неслучайно, она изобилует заметками о трудовых достижениях работников МТС. Чтение этих исторических материалов поможет оживить события, факты прошлых лет. Это прекрасная возможность почувствовать современному читателю дух того времени и воздать должное людям, чей труд, без преувеличения, был сродни подвигу. Важно не предать забвению имена тех, кто в тяжелейших условиях создавал это предприятие.
3 июня 1949 года
«Тракторная бригада высокой культуры земледелия Эликманарской МТС, где бригадиром тов. Серебряков, добилась высокой выработки на трактор. На весновспашке и вспашке пара трактористы тт. Кискин, Чибисов, Колесников все работы провели на уровне высокой агротехники.
П. Никифоров, главный агроном МТС».
7 октября 1949 года
«На общем собрании рабочих Эликманарской МТС комбайнёр тов. Зыков взял на себя обязательство убирать на комбайне «Сталинец 6» не менее 12-15 гектаров за смену, вместо 10, установленных по норме.
Такое же обязательство взял на себя другой комбайнёр тов. Серебряков. С этого дня между ними разгорелось социалистическое соревнование за быстрейшее завершение хлебоуборки при соблюдении высокого качества работ.
Оба комбайнёра одними из первых закончили уборку на своих участках. Тов. Зыков убрал 280 гектаров и обмолотил на стационаре 40 га, намолотив 3200 центнеров зерна. Ежедневная выработка комбайнёра тов. Серебрякова составляла 12 гектаров, а всего убрано им 240 гектаров
К. Паутов».
5 декабря 1949год
«Приказом Главного Управления Машинно-тракторных станций Министерства сельского хозяйства СССР премированы за перевыполнение плана сдачи натуроплаты в 1948 году директор Эликманарской МТС т. Духанин, старший агроном т. Ксенофонтова, старший механик т. Раскавалов и старший бухгалтер т. Тепляшин.
Е. Кононова».
5 декабря 1949 года
«Ремонтники Эликманарской МТС в честь Дня Сталинской Конституции взяли обязательство отремонтировать два трактора, два плуга и одну сеялку. Своё слово они выполнили с честью. Особенно хорошо работали на ремонте сельскохозяйственных машин Соурчаков Василий, Серебряков Михаил, Нечаев Григорий и Каракулов Пётр.
К. Паутов».
Трудовой энтузиазм коллектива был чрезвычайно высок. Лозунг «Кадры решают всё» были не пустые слова. Вот так общими усилиями преодолевали трудности. Постепенно предприятие становилось на ноги. Уже в следующем, 1949 году, наметился подъём производства. К ноябрю 1949 года было закончено плановое строительство МТС и ремонтных мастерских.
Как молоды мы были…
В своё время мне удалось побеседовать с Александром Степановичем Кискиным, ветераном труда, кавалером ордена Трудового Красного Знамени. Молодым пареньком пришёл он 1948 году работать трактористом в только что образовавшуюся МТС. Вот что рассказал он о том далёком времени.
— Начинали, как говорится, с нуля – пустырь на окраине Чемала, продуваемый со всех сторон ветрами, под открытым небом несколько тракторов да сеялок и мороз за тридцать градусов. А работы невпроворот – успеть подготовить всю технику к весеннему севу. На морозе стыли ноги, коченели руки, пронизывающий ветер пробирал до костей, но никто не бросал работы.
В колхозах тракторов тогда не было, — продолжал собеседник. — Удивляюсь, как раньше колхозники управлялись без нашей помощи! Мы занимались пахотой и севом зерновых, уборкой и обмолотом хлеба, заготовкой кормов. Между посевной и уборочной работали на очистке полей и раскорчёвке леса под пашню, вывозе навоза на поля, строительстве дорог. Ну, а зима – самое время для ремонта тракторов и подготовки прицепного инвентаря к весеннему севу. Одним словом, работы хватало круглый год.
От работы не отлынивали, — с нескрываемой гордостью за своё поколение утверждал Александр, — работали много, очень много! Выкладывались полностью, за смену выполняли двойную норму. Все понимали, что пахота, сев, сенокос или уборка — дело сезонное, ждать не любит. Здесь день год кормит. Домой приходили затемно. Бывало, за смену так наломаешься, что засыпаешь, не успев скинуть сапоги.
Но никто не роптал. Вскоре меня назначили бригадиром Эликманарской тракторной бригады, а бригадир, как говорил Чапай, должен быть впереди, на боевом коне.
– А он и был впереди, дневную норму, судя по сводкам МТС, выполнял на 115-120%, — Дальше с улыбкой и нескрываемой тоской по молодости Александр Степанович продолжал.
— Мы были молодые, здоровые, сильные парни, и в работе себя не жалели. Сильно уставали и жили бедно, почти впроголодь, а успевали и на тырло (так называли тогда дискотеку) сбегать, и с девчонками гуляли до последних петухов, а с первыми петухами спешили на работу. Это скрашивало нашу жизнь. Тогда-то я встретил свою будущую жену, милую, тихую девушку Феню. С ней мы прожили в браке более пятидесяти лет.
В 1960 году я решил сменить работу, ушёл в другую организацию, однако через пять лет вернулся в родной коллектив, но уже шофёром. Умудрился даже тогда сняться в эпизодах фильма «Живёт такой парень». Вышел я на пенсию в 1991 году, но ещё несколько лет продолжал крутить баранку.
Федосья Никитична вытаскивает из тумбочки кипу различных документов и с гордостью показывает многочисленные почётные грамоты мужа. В составе группы передовиков производства в 1955 году он участвовал в Краевой сельскохозяйственной выставке, а в следующем, 1956 году являлся участником ВДНХ в Москве. За многолетний добросовестный труд Александр Степанович награждён орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За освоение целинных и залежных земель», «Ветеран труда».
МТС в 1950-е годы
1950-е годы – важный этап в истории Эликманарской МТС, именно в эти годы закладывается её успех и будущее благосостояние. Во главе хозяйства, сменяя друг друга, стояли Василий Кузьмич Афанасьев и Василий Степанович Воробьёв — опытные руководители, которые сумели прекрасно организовать рабочий процесс. Под их началом предприятие добивается высоких производственных показателей. Нельзя не отметить и руководителей среднего звена – бригадиров тракторных бригад. Это были коммунисты, серьёзные и ответственные люди, которые умело руководили своими подразделениями. И вновь аймачная газета пестрит заметками о трудовых подвигах коллектива МТС.
25 февраля 1950 года
«Первое место в социалистическом соревновании в честь выборов занимают рабочие на лесопилке тов. Шадрин, на строительстве т.т. Шевелёв и Зяблицкий, шофёр т. Захаров, кузнец т. Атюнин»
17 сентября 1950 года
«Комбайнёр Эликманарской МТС Филимонов брал обязательство убрать на своём комбайне 300 гектаров. Работая на полях колхозов «Искра», «Кызыл Черю», «Кызыл анчи» Эдиганского сельсовета, т. Филимонов выполнил своё обязательство. Он скосил 300 гектаров зерновых при хорошем качестве»
1 января 1951 года
«План ремонта тракторов за 4 квартал выполнен на 150%, сельхозмашин – на 110%. Бригадиры тракторных отрядов тт. Соурчаков, Шадрин и члены их бригад трактористы Борисов, Тадин, Гуляев, Лузин, Лыков, Самтаров на ремонте сельхозинвентаря дневную норму выполняют на 125 %. По 130%-150% дневного задания дают кузнец Атюнин, слесарь Калов.
Умело, со знанием дела организовал работу на ремонте сельхозмашин механик тов. Зыков».
4 октября 1951 года
«В дни стахановской вахты мира механизаторы Эликманарской МТС взяли на себя повышенные обязательства по быстрейшему окончанию сельскохозяйственных работ.
Обязательство – завершить подъём зяби в колхозах аймака к 1 октября, ими выполнено. Тракторист второй тракторной бригады т. Борисов вспахивал за смену по 8 гектаров вместо 5. На 120% выполняли норму на вспашке зяби трактористы тт. Крюков, Титанаков, Гуляев. Трактористы этой же бригады тт. Тадин и Ачкасов не бросали работу, не выполнив задание».
В отчётах МТС за 1956 год сообщалось, Виталий Софронов и Валентин Керешев, комбайнёры Эликманарской МТС, убрали 300 гектаров зерновых за короткое время. Николай Сафронов, токарь, систематически выполняет дневное задание на 200%. Сергей Гладышев, электрик, выполняет дневное задание на 170-180%. Пётр Голубев, слесарь-инструментальщик, выполняет дневную норму на 150%.
Передовиков производства и лучшие бригады постоянно помещают на аймачную доску почёта, они становятся участниками областных, краевых сельскохозяйственных выставок и даже ВДНХ в Москве. Их премируют, награждают ценными подарками.
Думаю, интересно узнать, какие это были подарки. Например, в честь 200-летия добровольного вхождения Горного Алтая в состав России стахановцев наградили охотничьим ружьём, отрезами на костюмы, ручными часами «Победа», шерстяным одеялом, настольными часами и фотоаппаратом. В то время для простых тружеников эти вещи представляли не только огромную ценность, но и особое чувство гордости.
За добросовестный труд и высокие показатели в работе группа работников МТС в 1956 году была представлена к высоким государственным наградам. Афанасьев Василий Кузьмич вначале старший агроном затем директор МТС награждён орденом Трудового Красного Знамени. Александр Степанович Кискин — тракторист, бригадир Эликманарской бригады — награждён орденом Трудового Красного Знамени. Георгий Сабуров, тракторист Аюлинской тракторной бригады, награждён орденом Ленина. Борис Тозыяков, тракторист Аносинской бригады, награждён орденом Ленина. тракторист Николай Васильевич Себешев награждён медалью «За доблестный труд».
Их поколение было поколением неутомимых тружеников, созидателей и строителей. Пусть эти строки будут данью памяти и уважения этим замечательным людям.
Ремонтно-тракторная станция
В 1960-е годы в истории предприятия начинается новый этап. В конце 1950-х годов в колхозы стала поступать техника. МТС были перепрофилированы в ремонтно-тракторные станции (РТС), которые главным образом занимались ремонтом тракторов, комбайнов и другой сельскохозяйственной техники.
В мае 1961 года на базе РТС было создано Эликманарское районное отделение «Сельхозтехника» (СХТ). Отделение СХТ имело расчётный счёт в Эликманарском отделении Госбанка, являлось хозрасчётным предприятием, осуществляло работы на договорной основе, и находилось в непосредственном подчинении Горно-Алтайского областного отделения «Сельхозтехника». А с ликвидацией в 1962 году Эликманарского аймака Эликманарское отделение СХТ вошло в состав Майминского межрайонного отделения «Сельхозтехника».
Во главе СХТ стоял управляющий, который руководил на принципе единоначалия в соответствии с законодательством РСФСР и на основе указаний главного управления. Первым управляющим СХТ был Николай Исаакович Мозаль.
Одним из недостатков работы предприятия тех лет была частая смена руководства. Не хватало умного, грамотного, дальновидного руководителя, который взял бы бразды правления в свои руки на долгие годы. Только за 10 лет сменилось четыре руководителя: Николай Исаакович Мозаль (1961 г.), Георгий Трофимович Петухов, Алексей Николаевич Деделов (1966-1968), Яков Петрович Борисов (1968-1973).
Яков Петрович начал свою трудовую деятельность рядовым трактористом Аюлинской бригады. Работал отлично, постоянно перевыполняя дневную норму на пахоте, заготовке кормов или уборке хлеба. В совершенстве знал устройство трактора и ремонт своего железного коня не доверял никому. В особо сложных случаях трактористы обращались к нему за помощью. Яков Петрович никому не отказывал – с готовностью давал дельный совет или сам помогал разобраться с неполадками, чем заслужил уважение коллег.
Вскоре умного, толкового, знающего тракториста поставили заведующим машинно-тракторной мастерской, где он зарекомендовал себя хорошим организатором. После заочного окончания сельскохозяйственного техникума Якова Петровича назначают управляющим хозяйства.
Производственная деятельность Эликманарского отделения СХТ заключалась в техническом обслуживании, текущем и капитальном ремонте, осуществлении Гостехнадзора за состоянием сельскохозяйственной техники, оборудования и инвентаря, также производились работы по механизации ферм района.
С каждым годом предприятие наращивало производственные мощности. Если в 1961 году отделение СХТ имело 7 ремонтных мастерских, обслуживало сельскохозяйственную технику и инвентарь в 9 колхозах и 17 организациях, а штатная численность рабочих и служащих отделения составляла 23 человека, то в 1963 году уже 51.
В 1965 году Эликманарское отделение «Сельхозтехника» располагало:
- центральной ремонтной мастерской;
- цехом по механизации животноводческих ферм, который проводил работу по механизации водоснабжения, раздаче кормов в помещении, удалению навоза; производил установку доильных аппаратов и их ремонт;
- станцией технического обслуживания автомобилей;
- машинно-мелиоративным отрядом, который производил раскорчёвку кустарников и расчистку территории, землеройные работы, также занимался изготовлением удобрений на естественной основе, заготовкой леса и дров;
- автотранспортной колонной;
- электростанцией мощностью 48 кв.
Многое делалось для благоустройства территории Сельхозтехники — в это время строятся деревянная контора СХТ, цеха МТМ, столярка, ведётся большое жилищное строительство. Построено семь девятиквартирных двухэтажных домов, вдоль главной улицы Чемала — добротные двухквартирные дома. Практически все сотрудники были обеспечены просторными, уютными квартирами.
СХТ в 1970-1980-е годы
Приказом №102 от 19.12.1972 г. Горно-Алтайского облобъединения «Сельхозтехника» Эликманарское отделение СХТ переименовано в Шебалинское районное объединение «Сельхозтехника».
В 1978 году согласно приказу № 1 от 15.09.78 г. Шебалинское отделение «Сельхозтехника» было реорганизовано в Шебалинское районное производственное объединение по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства (Шебалинское РПО по ПТО сельского хозяйства) Горно-Алтайской областной Госкомсельхозтехники. Но в народе это длинное, никому непонятное название не прижилось и организацию по старинке называли СХТ.
Именно в это время, 1970-1980 годы, Сельхозтехника находилась на высоком подъёме наращивания производственных мощностей. В 1970-80-е годы в СХТ разворачивается капитальное строительство — возводится вместительный, тёплый автогараж, где за каждым автомобилем закреплено постоянное место стоянки. Выстроена котельная, отапливающая ремонтные мастерские. Пробурена водонапорная башня, которая снабжала водой весь район СХТ, что для Чемала немаловажно, а новая дизельная электростанция обеспечивала электроэнергией.
В начале 1980-х годов строится новое просторное двухэтажное здание конторы; в настоящее время в нём располагается Дом детского творчества. Отдельно построено здание диспетчерской и столовая. У главных ворот оборудована смотровая яма. Без строгого осмотра сохранности всех основных узлов механик не выпускал автомобиль в рейс.
Большое внимание уделялось развитию социальной сферы – все нуждающиеся были обеспечены хорошими квартирами, многое делалось для создания комфортных условий труда сотрудников. В котельной была оборудована душевая, теперь после смены желающие могли принять душ. Работники с удовольствием обедали в собственной столовой и, хотя на первых порах обеды были привозные, их качество было отменным.
Под руководством врача В. Шайда был организован собственный медпункт. Тесные, неприспособленные комнаты, в которых вначале ютился медпункт, медработники Лидия Кургулова и Галина Поносова быстро превратили в уютные, функциональные врачебные кабинеты, где при случае сотрудники СХТ могли получить квалифицированную первую медицинскую помощь, измерить артериальное давление, принять таблетку от головной или зубной боли. В обязанности медработников входил и предрейсовый медосмотр водителей.
С пуском новой конторы для медпункта на первом этаже здания были отведены две просторные, светлые комнаты, где также были оборудованы физиокабинеты, оснащенные аппаратами для УВЧ, электрофореза, кварцевыми лампами, ДДТ.
В новом вместительном здании конторы нашлось место и для Чемальской школы. На первом этаже разместились учебные классы. В подвале силами старшеклассников под руководством педагогов А.П. Логвинова и В.М. Герасимова были оборудованы кабинеты начальной военной подготовки и машиноведения.
Где, как не в Сельхозтехнике, заниматься машиноведением? Учащиеся изучали здесь устройство, правила эксплуатации, основы технического обслуживания и ремонт тракторов, проходили практику вождения. По результатам экзаменов решением аттестационной комиссии юноши получали удостоверение тракториста-машиниста третьего класса.
Кроме того под руководством опытных мастеров в условиях настоящего производства ребят обучали профессиям слесаря-моториста, слесаря электрооборудования, слесаря топливной аппаратуры, кузнеца. Учащиеся также получали и другие полезные навыки. Многие выпускники выбирали именно те профессии, азы которых освоили в школьные годы. Таким образом, РТПС становится центром работы по организации трудового обучения школьников.
Машинно-тракторная мастерская
В составе «Сельхозтехники» было два основных подразделения — машинно-тракторная мастерская (МТМ) и автопарк.
Ремонтная мастерская, насчитывающая 32 штатных единицы, занималась ремонтом тракторов, двигателей, топливной аппаратуры, изготовлением и восстановлением запасных частей. Мощность установленного оборудования, которое постоянно обновлялось, составляла 600 кВт.
За год в мастерских ремонтировали 120 тракторов, 200 двигателей, 400 топливных насосов, передние и задние мосты, навесные косилки-плющилки для МТЗ и Т-40, рамы ГАЗ-53, вакуумные насосы для механических доек, перематывали электродвигатели. Здесь трудились высококвалифицированные специалисты.
В токарном цехе выполняли едва ли не самую ответственную, кропотливую, подчас ювелирную работу. Среди токарей выделялся токарь-универсал, ветеран труда Владимир Михайлович Косолапов. Любую работу он выполнял так, что никому другому она была не по силам. Для ремонта тракторных моторов требовались сложные, иногда слишком мелкие детали. Чтобы их изготовить, от токаря требовалось высокое профессиональное мастерство, навыки, знания. Владимир Михайлович владел ими в полной мере. Не зря его считали мастером Золотые Руки.
К своему труду он относился творчески, внедрил в производство несколько новшеств, которые были признаны на уровне Алтайского края. Свои секреты токарного мастерства охотно передавал молодёжи. Виктор Котцов, лучший из его учеников, со временем превзошёл наставника и заменил заслуженного ветерана у токарного станка, когда тот ушёл на заслуженный отдых.
За безупречный труд Владимир Михайлович награждён высокими правительственными наградами: медалью «В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1970 г.), орденом Трудового Красного Знамени (1974 г.), медалью «Ветеран труда» (1984 г.) Не уступали ему в профессионализме Виктор Вячеславович Барсуков, Александр Яковлевич Шипилов и другие токари.
В кузнице с первого дня основания МТС и до выхода на пенсию хозяйничал непревзойдённый мастер Александр Петрович Атюнин. Для профессии кузнеца необходимы внимание, сосредоточенность, аккуратность и высокая точность, ведь под огромным молотом требовалось выштамповывать сложные детали. Для Александра Петровича не было невыполнимых заданий, за годы работы он достиг высокого мастерства, овладел всеми тайнами кузнечного дела, его по праву называли кузнецом от Бога.
Этот простой, скромный труженик сделал свою работу смыслом жизни. За выдающиеся трудовые достижения он был удостоен поездки на Всесоюзную Выставку ВДНХ в Москве, награждён орденом Знак Почёта, медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «Ветеран труда».
Под стать заслуженным мастерам были и другие работники. Капитальный ремонт двигателей производили Григорий Терентьевич Вакулев, Виктор Александрович Брагин, Виктор Фёдорович Букин. Ремонтом топливной аппаратуры занимался Виталий Михайлович Софронов, ремонтом системы охлаждения двигателей – Владимир Васильевич Бадин.
Никто не мог справиться с ремонтом электрооборудования тракторов и автомобилей лучше, чем Михаил Жуков. Отлично трудились электросварщики Прокопий Назарович Котцов и Виктор Лютаев. Они прилагали все усилия к своевременному обеспечению заказов ремонтников.
Хорошо знал своё дело инженер-контролёр качества ремонта тракторов Андрей Владимирович Карымов.
Эти люди умели работать и гордились результатами своего труда. Их без преувеличения можно назвать элитой рабочего класса.
МТМ работала слаженно, без простоев, неизменно перевыполняя план при отличном качестве ремонта. Залог успешной работы – во многом заслуга Сергея Григорьевича Кириловского. Без малого двадцать лет (1972–1991 гг.) он был бессменным заведующим МТМ. Много сил, энергии, напряжённого труда он вложил в то, чтобы создать сплочённый, работоспособный коллектив.
Сергей Григорьевич человек неординарный, преданный своей профессии, всей душой болеющий за порученное дело. Он умело организовал работу всех подразделений мастерской, требовал высокого качества выполнения работ на всех этапах ремонта. Много сил отдавал наставничеству и обучению молодёжи, всячески поощрял творческий поиск и рационализаторство рабочих. Не терпел разгильдяйства, боролся с нарушениями трудовой дисциплины.
Автопарк
Другим крупным подразделением был автопарк, который насчитывал более 100 единиц автомобилей и ежегодно пополнялся новой техникой. Автопарк предоставлял услуги по перевозке различных грузов. География перевозок была обширной, включая Горно-Алтайскую, Новосибирскую, Кемеровскую области, Алтайский край и другие регионы. К примеру, из Юрги возили проволоку для изготовления сетки, из Новокузнецка и Искитима – цемент, из Рубцовска запчасти для тракторов, из Камня-на-Оби – мебель и т.д. Вывоз и доставка тракторов, требовавших ремонта, тоже осуществлялась водителями СХТ.
В летнее время мехотряды участвовали в заготовке кормов и уборке урожая в хозяйствах района. Со слов шоферов, вкалывать приходилось с восхода до заката, но, как ни странно, им это нравилось. Во-первых, смена обстановки самой работы, и, во-вторых, — хороший заработок. Два мехотряда находились в Черге и Шебалино, которые в зимнее время занимались вывозкой органических удобрений на поля.
Среди водителей выделялись высоким профессионализмом, ответственностью, трудолюбием Анатолий Андрианович Вилисов, Леонид Алексеевич Деделов, Александр Васильевич Клепиков, Василий Николаевич Поносов, Александр Викторович Софронов, Геннадий Александрович Чугаинов, Александр Васильевич Огородников, Сергей Александрович Волков, Николай Михайлович Примак и многие другие. Простые советские шоферы с большим стажем, они знали своё дело, цену своего труда и свою машину. Каждый из них исколесил сотни дорог, перевозя тонны груза во все концы Западной Сибири.
Развитие вспомогательного производства
В это время большое внимание уделяется развитию вспомогательного производства, которое в 1970-80-е годы также находилось на пике подъёма и приносило хозяйству большую прибыль.
Во вспомогательное производство входили лесопильный и деревообрабатывающий цеха, которые производили ценную и востребованную продукцию. Ассортимент продукции деревообрабатывающего цеха был широк – это и половая рейка, оконные и дверные блоки, вагонка, штукатурная рейка, штакет, дрова. Со знанием дела этим занимались технолог Владимир Николаевич Кобзарь (1984-1994 гг.), Иван Петрович Атюнин, Иван Остапович Зайцев, Александр Афанасьевич Казаков, Фёдор Иванович Макаров, Николай Александрович Аносов, Ревальд Семёнович Щепин, Виктор Андриянович Шадрин.
На двух пилорамах работали Александр Прокопьевич Котцов, Василий Иванович Станов, тракторист Вячеслав Григорьевич Вакулев и другие. Они производили распиловку древесины на брус, тёс, плаху.
Вся продукция изготавливалась из собственного материала, так как в Бийке и Чобе имелась своя лесоделяна. В бригаде лесорубов работали опытные, физически крепкие и выносливые вальщики, чокеровщики, трактористы трелёвочников, шофера и другие рабочие. Следует отметить Сергея Васильевича Какышева, Владимира Прокопьевича Горначакова, Геннадия Прокопьевича Старкова, Николая Яковлевича Пьянкова, Сергея Мироновича Зырянова, Сергея Ладовича Мелёхина, Константина Юрьевича Зырянова, Николая Сергеевича Тозыякова, Николая Нифоновича Кискина. В год они заготавливали и вывозили до 4000 кубометров древесины.
К вспомогательному производству также относилось изготовление шлакоблоков. Здесь трудились Сергей Владимирович Перов, Валентин Иванович Зайцев, Николай Васильевич Анисимов, Сергей Павлович Медведев.
Работало несколько станков по изготовлению сетки-рабицы. Их в три смены обслуживали Пётр Ильич Банеев, Василий Васильевич Шуваров и другие. Учитывая тот факт, что в 1980-е годы повсеместно развернулось масштабное строительство, пиломатериал, изделия деревообрабатывающего цеха, шлакоблоки, сетка пользовались огромным спросом и расходились, как горячие пирожки.
СТО МЖФ (механизированных животноводческих ферм) занималась обслуживанием механизмов животноводческих ферм совхозов – доильных установок, кормоцехов и других устройств. Здесь работали Сергей Григорьевич Ганзенко, Галина Никифоровна Кречетова, Владимир и Михаил Зяблицкие.
Дела и люди
Годы экономического подъёма предприятия не стали счастливым исключением в череде смены руководителей. Вновь один за другим меняются управляющие. 1973-1975 годы организацию возглавлял Анатолий Григорьевич Носакин. В 1975 г. его сменил Михаил Алексеевич Кургулов, затем Владимир Николаевич Рожанский. 1982-1986 годы пост управляющего занимал Владимир Иванович Чуканов. В 1986-1988 годах предприятием руководил Юрий Алексеевич Лунёв и 1988-1991 годы Евгений Васильевич Гарькуша.
Казалось, едва один успеет вникнуть в проблемы производства, как на смену приходит другой. Тем не менее, каждый из них ответственно относился к делу, у каждого были свои сильные стороны, каждый вносил что-то новое, не боялся принимать смелые решения, искал оптимальные пути развития. Каждый из управляющих всегда мог рассчитывать и полностью положиться на дружный, работоспособный коллектив.
Сплочённость коллектива, его преданность предприятию объяснялась очень просто – многое делалось для улучшения условий труда, успешно решалась жилищная проблема. Хорошо налаженное медицинское обслуживание, и организация горячего питания тоже играли немаловажную роль.
Работников связывали не только производственные отношения – они были очень близки и в быту. Проживая в одном микрорайоне, они по-соседски общались, дружили семьями, вместе отмечали праздники, поддерживали друг друга в трудную минуту.
Важным был и тот факт, что в СХТ зачастую вместе трудились мужья и жены. Со временем повзрослевшие дети приходили работать на предприятие, ещё с детства ставшее родным. Так зарождались трудовые династии. Они-то и составляли костяк дружного коллектива.
Среди них династия Архиповых: отец, Пётр Гаврилович — медник, сын, Сергей Петрович — токарь, дочь, Раиса Петровна — кассир, начальник отдела кадров.
Многочисленной была династия Огородниковых: отец, Александр Васильевич — шофёр, мать, Галина Ивановна — бухгалтер, сын, Геннадий Александрович — слесарь, позже заведующий МТМ, дочь, Татьяна Александровна — экономист.
Семья Васильевых, как только переехала в Чемал, почти в полном составе устроилась работать в СХТ – отец, Василий Павлович — заместитель управляющего, мать, Мария Васильевна — кассир, дочь, Татьяна Васильевна -главный бухгалтер, зять, Валентин Иванович Зайцев — водитель, другой зять, Сергей Васильевич Рудаков — моторист дизельной станции.
За плечами супругов Борисовых в Сельхозтехнике двадцатилетний стаж. Яков Петрович занимал в организации ответственные посты, Юлия Ивановна была мастером на все руки. Куда бы её ни поставили — в отдел кадров ли, кассиром ли, диспетчером или бухгалтером автоколонны, везде она показывала себя трудолюбивым, исполнительным работником.
Ударно трудилась семья Вакулевых: отец, Григорий Терентьевич — слесарь-моторист, сын, Вячеслав Григорьевич — тракторист, дочь, Лариса Григорьевна — секретарь, зять, Николай Михайлович Примак — водитель.
Всегда на хорошем счету были братья Атюнины – Иван Петрович, отличный столяр, и Александр Петрович, первоклассный кузнец.
Большой вклад в производство внесла семья Деделовых – отец, Алексей Николаевич, в 1960-е годы был управляющим, сын, Леонид Алексеевич — шофёром, сноха, Нина Петровна — бухгалтером, её отец Пётр Никифорович Кошелев — работником пилорамы.
Много хороших слов можно сказать о семье Поносовых – отец, Василий Николаевич — водитель, мать, Галина Георгиевна — медицинский работник, сын, Александр Василевич — работник СТО МЖФ.
Весь трудовой стаж супругов Чугаиновых связан только с Сельхозтехникой: 30 лет Геннадий Александрович трудился шофёром, и столько же проработала бухгалтером Тамара Валентиновна.
Большинство из них работали на одном месте до самой пенсии. Среди ветеранов люди, которые за многие годы работы в совершенстве освоили свою квалификацию, стали мастерами высокого класса. Они-то и составляли золотой фонд предприятия.
Большим уважением в селе пользовались работники Сельхозтехники, ветераны Великой Отечественной войны: Иван Александрович Атюнин, Павел Трофимович Бедарев, Мария Васильевна Васильева, Константин Устинович Выходцев, Иван Остапович Зайцев, Пётр Никифорович Кошелев, Игорь Артемьевич Манеев, Виталий Михайлович Софронов, Виктор Андрианович Шадрин и другие.
Годы Перестройки и ликвидация СХТ
В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1114 от 14.11.85 г. «О дальнейшем совершенствовании управления агропромышленным комплексом» в марте-апреле 1986 года Шебалинское РПО по ПТО сельского хозяйства упразднено, на его базе создано Шебалинское ремонтно-техническое предприятие (РТП), производственная деятельность предприятия оставалась прежней.
В середине 1980-х годов происходят большие перемены в экономической и политической структуре СССР. В 1987 году на январском пленуме ЦК КПСС новым государственным курсом была объявлена «Перестройка». В сложных условиях «Перестройки» коллектив СХТ какое-то время продолжал работать с полной отдачей сил, стабильно, как хорошо отлаженный механизм. Но реформы и новая идеология советского партийного руководства постепенно сказывались на работе предприятия. Начались сбои, проявляются кризисные явления.
Вводится выборность управляющих. В связи с переводом предприятия на самообеспечение и хозрасчёт сократилось госфинансирование. Резко упало поступление запчастей, как по количеству, так и по номенклатуре. Постепенно стали переходить на бартер, вынуждены были продавать машины, станки, оборудование, упала производительность труда, уменьшился объём грузоперевозок, начались перебои с заработной платой, падает дисциплина работников.
В это трудное время на пост управляющего, взяв на себя смелость, заступил Сергей Григорьевич Кириловский. Постановлением администрации Чемальского района №129 от 30 июня 1993 года Шебалинское РТП преобразовано в открытое акционерное общество «Агротехремонт».
Как видно, названия и статус предприятия менялись, не изменяя традиции, ещё чаще менялись руководители — Сергей Григорьевич Кириловский (1991-1994), Александр Юрьевич Болдаков (1994-1995), Геннадий Александрович Огородников (1995-1996), Евгений Васильевич Гарькуша (1996-2001), Василий Дмитриевич Кудермеков (2001-2002), Валентина Владимировна Карант (2002-2004).
В 1996 году число рабочих составляло 8 человек и 10 управленцев. Оставшаяся техника арестована налоговой полицией. Предприятие едва держалось на плаву. В 1997 году «Агротехремонт» был преобразован в Машиннотракторную станцию. За счёт полученных кредитов была закуплена техника – трактора, прессы, косилки, грабли. Занимались главным образом сельским хозяйством. В урочище Карасук сеяли овёс на монокорм, выращивали картофель, заготавливали сено, в небольших объёмах занимались ремонтом техники и лесопереработкой. Численность рабочих в это время увеличилась до 57 человек.
Однако ни смена названия, ни полученные кредиты, ни постоянно меняющиеся управляющие уже не могли спасти ситуацию. Предприятие медленно шло к банкротству. Из-за отсутствия в банке денежных средств вовремя не оплачивались налоги, счета. Заступивший в 2001 году на пост управляющего В.Д. Кудермеков вынужден был написать заявление о банкротстве хозяйства.
В 2002 году ОАО «Агротехремонт» объявлено банкротом и находилось на стадии ликвидации. К 2004 году вступившая в должность по решению арбитражного суда Республики Алтай, конкурсный управляющий Валентина Дмитриевна Карант распродала всё оставшееся оборудование и технику.
Гордость Чемала — предприятие, которое в своё время было одним из самых крупных в районе, которое обеспечивало рабочими местами не только жителей Чемала, но и близлежащих сёл, — перестало существовать.
Сколько сил, труда, упорства, физического и морального напряжения потребовалось для того, чтобы создать СХТ, и как мало для того, чтобы разрушить.
Материал подготовила краевед Т.И. Кудачинова