КФХ «Карлагаш» при финансовой поддержке Правительства РА построило новый железный автомобильный мост через реку Катунь к с. Ороктой.
Нынешний мост построен в 1997 году взамен старого, который был снесен половодьем в 1990-м. В течение семи лет люди переплавлялись через реку в люльке, прикрепленной к натянутым с берега на берег канатам.
В самом узком и глубоком месте реки Катунь находится Ороктойский мост, который соединяет два берега. Мост привлекает туристов со всего Алтая, включая посетителей из Чемала, Бийска и Горно-Алтайска. Изящная конструкция моста включена в практически все автобусные и водные туры по Горному Алтаю.
Ороктойский мост был построен, открыт и введен в эксплуатацию после многих лет без мостового перехода в результате разрушения предыдущего моста половодьем. Строительством руководил инженер Яныканов В. Л. Конструкция моста является висячей и опирается на железобетонные опоры, закрепленные в отвесных скалах высотой около 10 метров. Основной пролет моста составляет 70 метров, а общая длина сооружения — 120 метров. Грузоподьемность его 8 тонн. Хотя это никто не проверял.
Река Катунь, берега которой он соединяет, тут проходит через жерло вулкана. Её ширина в этом месте наименьшая, всего 20 метров, а глубина — наибольшая: 70. А ещё под мостом пороги Тельдекпень – «Земля поднялась» по-русски. По ним экстремалы сплавляются на рафтах. Пороги четвертой категории сложности. Берега Катуни в этом месте – это темная застывшая лава, вытекшая при разломе тектонических плит 300 тыс. лет назад и застывшая причудливыми скалами.
Жителям села Ороктой с появлением данного моста стало намного легче жить. Кстати, Орок-той — это «свадьба в яме». Тут была традиция проводить один общий обряд для всех молодожёнов. Если учесть, что коренных жителей в посёлке меньше 200 человек, то не так уж много среди них молодожёнов бывает.
Древние переправы через бурную реку Катунь не сохранились. Но это не значит, что их не было!
Археологи обнаружили в прибрежных скалах крепления для подвесного канатного моста, датируемые 13 веком. Подобные мосты строили издавна, например, в Китае.
На Алтае, по легенде, первый мост через Катунь сделал богатырь Сартакпай.
Стоя на скалистом берегу реки, он привязал к своей стреле железную цепь и выпустил ее в скалу на противоположном берегу. А потом выковал мост и проложил деревянный настил.
Сделал он это, пожалев влюбленных юношу и девушку, которые жили по разные стороны Катуни и могли только видеть друг друга. Из-за грохота бурной реки было не слышно даже слов. А уж о том, чтобы прикоснуться к любимому, они и не мечтали.
Конечно, сегодня люди приезжают к Ороктойскому мосту не для того, чтобы увидеть именно его.
Они приезжают любоваться удивительными пейзажами вокруг. Это действительно потрясает воображение.
Соб. инф.