В нашей районной газете «Чемальский вестник» есть постоянная алтайская страница. Мы публикуем познавательные материалы об истории, культуре, этнографии коренного населения Горного Алтая, интервью с известными людьми на алтайском языке. Читателей газеты особенно заинтересовали статьи об обычаях и традициях алтайцев, особенно о родах. В связи с этим по просьбе читателей публикуем материалы об этногенезе алтайцев на русском языке.
Современное воздействие общества на природу приводит во многих случаях к неблагоприятным последствиям в результате незнания некоторых местных традиций. Существует стереотип суждений о «нецивилизованной» культуре, где отношение к природе строится на страхе и религиозной основе. Вследствие чего первостепенное значение приобретает популяризация этнокультурного влияния человека на окружающую среду. В этом вопросе несомненную важность приобретает изучение природных атрибутов как феномена родства у алтайцев на конкретном этнографическом материале, собранном в нашей республике за последнее десятилетие.
Алтайцы, один из тюркоязычных народов Южной Сибири, сформировались в условиях проживания в горно-таежном Алтае, что обусловило характер их отношения к природе. Традиция почитания окружающей среды имеет реальное обоснование, т.к. отдельные природные объекты выступают родовыми хранителями. В основе всей культуры этноса находится представление о принадлежности каждого к определенному сеоку — роду.
Для родовой системы алтайцев характерен тип родственных отношений, называемый карындаш. Он обозначает родственные отношения человека на уровне как общества, так и природы. В обществе карындаш заключает в себе кровнородственные связи в семье и роду. В семье им является младший брат (или братья) по отношению к старшим братьям и сестрам.
Другой уровень единоутробного родства связан с сеоками, большинство из которых составляют следующие экзогамные группы.
Многочисленный род кыпчак объединяет сеоки мундус и кергил. Во главе группы сеоков очы, чапты, чагандык стоит тодош, а других — алмат, кебек (кöбöк), тас, возглавляет сеок телес (тööлöс). Принадлежащие к общему или родственным сеокам тоже называют карындаш, независимо от возраста и пола. По этому поводу отмечают: «Мы братья (сестры) по сеоку».
Природные атрибуты в роли карындаш являются феноменом системы родства алтайцев. Их принято осмысливать не как равных, а как старших братьев сакрального мира. В мировоззрении алтайцев человек и общество осознаются в единстве с природой и Вселенной.
Образ родины-Алтая предстает как агаш-таш (дерево-камень, то есть леса-горы), jер-суу (земля-вода, т.е. земля-реки) и аҥ-куш (звери-птицы). Каждая часть природы Алтая обладает тремя признаками: байлу (почитаемая), ээлÿ (имеющая хозяина) и тынду (одушевленная).
Почитанием окружающей среды проникнуто народное мировоззрение в целом, соответственно повседневный контакт человека с природой строго регламентирован. Устоявшиеся нормы общения переносятся по отношению к родовым объектам — горе, дереву, зверю, птице и т.д. В силу этого обстоятельства природный объект выступает в роли коммуниканта, и контакт с ним, как с представителем старшей категории, должен соответствовать этическим нормам, закрепленным традицией. Это сакральное отношение к родовым атрибутам раскрывает своеобразие традиционной системы родства у алтайцев.
Сеок и родственная группа сеоков характеризуются целым набором родовых хранителей — родовая гора или тайга, родовое дерево, родовое животное, родовая птица, наследуемые от отца вместе с сеоком. О родовых местах слагались легенды, повествующие об автохтонном (местном) происхождения тех или иных родов. Так, для представителей группы сеоков тодош родовой горой считается Бабырган (около Горно-Алтайска), а для телесов (тööлöс) — гора Абакан в окрестностях Телецкого озера, у чапты — гора Чаптыган, Кара-Кайа, у кыпчаков — гора Ирбистуу, Ак-Туру, Кокору (Кöкöрÿ). Почитаемая гора сеока саалдар — Сайлукем, у кебек (кöбöк) — гора Абакан, Кöк-Ыйык Кокору (Кöкöрÿ)…Обычно родовые места наделялись антропоморфным образом.
Относительно родства карындаш с природой следует добавить, что горы, как и другие природные объекты, имеют своего духа-хозяина: одни — в образе женщины, другие — старика. По народному представлению, нужно соблюдать нормы поведения по отношению к горам, как к старшим родственникам. Обычным местом поклонения служит перевал (боочы). На нем путники совершают ритуал почитания природы, что должно способствовать удачному исходу поездки. Если проезжают днем, то повязывают две белые ленты на березу или молодую лиственницу на восточном склоне и из нарванных трав сооружают символический костер.
Мир природы и мир людей составляют две половины единого земного существования, поэтому человеку запрещено вторгаться в природную среду. Родовые деревья не принято высаживать вблизи жилья, срубать на дрова или для переправы. Это не обычные земные деревья и кустарники(профанный мир), а несущие в себе родовой символ (сакральный мир). Следовательно, при обращении к природным атрибутам сеока соблюдается единый в смысловом отношении знаковый ряд: новолуние — утро — восток — четность — посолонь- белый — открытый — целый — вперед.
Следует отметить, что согласно мифу родовой атрибут (животное, дерево,птица) принадлежит к числу творений Верхнего Божества.Когда наверху Кудай и внизу Эрлик сотворили, соперничая между собой, земной мир, небесный правитель создал кедр, а подземный — сосну, верховный — лиственницу, а второй — ель, первый — березу, а последний — осину. Не случайно у майманов и кыпчаков почитаемая береза, у тонжанов — кедр, у тодоша, чапты и байлагас — молодая лиственница, у сойон и алмат — тальник, у кебек (кöбöк) — можжевельник, у иркит — иргай.
Участие березы как карындаш в семейной обрядности считается обязательным. О ней говорят: «Подняла занавес новобрачных», «Сотворила счастье молодым», «Создала почет матери невесты».
Для совершения обрядов в честь новорожденного или новобрачных березу выбирают с соблюдением всех правил ( в новолуние, чтобы росла на восточном склоне горы, с одной, а не раздвоенной верхушкой). Родовые атрибуты сеоков встречаются среди птиц и животных, которые также считаются созданиями верхнего мифического мира, поскольку это «на деревьях и камнях гнезда вьющие», а не подземного — « в земле норы создающие». У мундусов родовым является домашнее животное — бык, телесов (тööлöс) — лошадь и дикое животное — марал, у майманов — собака. У тодошей, кыпчаков и их групп сеоков — дикое животное, заяц, у кебеков (кöбöк) — волк, у кергилов — марал, у иркитов и коболы — беркут, у тонжанов — птица, орел, По отношению к ним соблюдаются родовые обычаи. Представители одних сеоков не участвуют в забое родовых домашних животных, а другие не называют их и заменяют прозвищами: марал — аҥ (зверь) или сыбыскы (издающий звуки), лошадь — jылкы (мустанг) или эрjине (сокровище), волк — кöк таай (синий дядя по матери).
Природные атрибуты сеока, как родовые карындаш, являются своеобразным кодовыми шифрами сеоков как в этом, так и в ином мире, поэтому по отношению к ним сложился и действует «соблюдение бай». Обычай запрета на произношение слова (байлу сöс), названия природных родовых хранителей, созвучных с сокрытым именем старшего мужского родственника (байлу ат), совершения запретных действий, связанных с конкретной местностью (байлу jер), родовой горой (байлу туу), определенным видом зверя (байлу аҥ).
С.М. Майманакова
В статье использованы материалы этнографа, кандидата исторических наук, доцента Н.А.Тадиной