В Чемальской школе искусств в ноябре-декабре текущего года началась реализация проектов по нескольким направлениям учебной деятельности, которые имеют своей целью погружение юных воспитанников этого учебного заведения в классику мирового искусства.
Именно эта концепция ранее уже была озвучена директором Чемальской школы искусств Оксаной Владимировной Ломовой, когда было высказано её желание предлагать учащимся время от времени совершать виртуальные путешествия в музеи мира. Например, прогуляться по залам Третьяковской галереи, побывать в Эрмитаже, заглянуть в Русский музей, перенестись во времени и в пространстве в Лувр… В общем, собственными глазами взглянуть на грандиозно великолепные шедевры, «осевшие» в лучших Выставочных залах мира…
И это ещё далеко не все задумки, воплотить в реальность которые намерен творческий преподавательский состав Чемальской школы искусств. Здесь предполагают воспитанникам и их родителям побывать на «Музыкальных киновстречах», посетить так называемые «Филармонические часы», где будет звучать прекрасная классическая музыка, а также будут вестись рассказы специалистов о ней для учащихся ЧШИ и их родителей.
Кстати, Оксана Владимировна не держит в секрете тот факт, что эти просмотры изначально задуманы как долгая добрая и почти семейная традиция.
Первая встреча с И.Айвазовским…
Так вот спешим сообщить, что два мероприятия из перечня предполагаемых уже осуществлены. Одно из них состоялось уже в конце ноября, и посвящено оно было 200-летию со дня рождения Ивана Айвазовского, открывшего русскому любителю живописи жанр марины, сделав его ярчайшим явлением в искусстве второй половины XIX века.
Как завороженные, смотрели на экран дети и слушали преподавателя Чемальской школы искусств Ангелину Викторовну Сепппэнен, подготовившую рассказ об этом широко известном и любимом практически всеми ценителями искусств художнике. Показ слайдов сопровождался демонстрацией его, в основном, «бунтующих» картин.
Ангелина Викторовна сообщила о том, что самая большая коллекция полотен Айвазовского хранится в Русском музее Петербурга, а первые морские этюды художник написал еще в Петербургской художественной Академии и некоторые из них были премированы.
Ребята услышали также информацию о том, что в 1838 году Иван Айвазовский отправился в Крым, где познакомился с будущими морскими героями России — Нахимовым, Лазаревым, Корниловым… Знакомство с ними наложило отпечаток и на его творчество: морские этюды вскоре «переросли» в крупномасштабные во всех смыслах картины-баталии.
Кроме того, воспитанники ЧШИ узнали о том, что в 1844 году Айвазовский стал академиком и уехал в Феодосию. Для этого крымского города художник являлся не только символом, но и настоящим «отцом». При его финансовом участии в этом городе были построены порт, железная дорога, решена проблема со снабжением города питьевой водой…
С огромным вниманием учащиеся слушали своего наставника и радовались тому, как И. Айвазовскому в сентябре 1844 года Академия Художеств Петербурга присвоила звание академика. Затем художник был причислен к Главному морскому штабу. Он получил звание Первого Живописца и право носить морской мундир. В круг его обязанностей входило написание видов русских портов и приморских городов. Правда, денежное пособие художнику не назначали – работать ему приходилось «на общественных началах»…
Из большого числа предложенных к просмотру замечательных картин особенно впечатлила ребят работа Ивана Айвазовского «Девятый вал», написанная им в 1850 году на холсте маслом и имеющая довольно внушительные размеры: 221 х 332 см.
Название картины Айвазовский взял из народного поверья о том, что во время шторма одна из волн выделяется своей мощью и размерами. Кстати, древние греки считали самой гибельной волной третью, римляне — десятую. В представлениях других мореплавателей самым сокрушительным для них являлся именно девятый вал.
И ещё один факт очень сильно поразил юных зрителей: перед смертью художник сказал, что написал около 6000 картин, однако в настоящее время искусствоведы насчитывают их около 15 000. Всё это говорит о том, что живописца-мариниста постоянно копируют и подделывают. Сейчас Иван Айвазовский — один из самых любимых и почитаемых художников не только в России, но и далеко за её пределами.
Музыкальные киновстречи…
Открыла в начале декабря их директор Чемальской школы искусств О.В. Ломова словами:
-Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы начинаем наши Музыкальные киновстречи и открываем их фильмом-балетом «Щелкунчик». Это легендарная балетная постановка хореографа Джорджа Баланчина в исполнении Городского балета Нью-Йорка.
Экранизация сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» на музыку П.И. Чайковского была осуществлена в 1993 году. Это произошло 24 года назад. Известная во всём мире история о девочке Мари и деревянном принце, совместно победивших мышиного короля, стала прекрасным рождественским подарком для детей и взрослых во всём мире.
В балете «Щелкунчик» восхищает всё. И волшебная музыка Чайковского. И невероятно красочные декорации и костюмы. И ель, которая растёт до самых Небес прямо во время спектакля…
В начале декабря в зрительном зале Чемальской школы искусств так же, как и во время первого просмотра, свободных мест в зале не было.
Балет «Щелкунчик, это, пожалуй, одно из самых узнаваемых произведений во всем мире. Да и кто из детей, познакомившись однажды с этой сказкой, в конце концов, не мечтал оказаться на месте Мари и Щелкунчика в этом поистине волшебном месте.
К слову, интересно было наблюдать, как ребятишки, сидящие в зале, полностью погрузившись в происходящее предновогоднее представление, не отрывали своих восхищённых взглядов от киноэкрана. Да это и неудивительно, ведь основные события в фильме-балете разворачивались накануне большого и светлого праздника – Нового года, где центральной фигурой происходящего танцевального действа была довольно неуклюжая игрушка — кукла, предназначенная для колки орехов. Нарядные девочки и мальчики танцевали, резвились, получали подарки…
В ходе балетного представления, конечно же, как и полагается в сказке, происходили всевозможные приключения с главными действующими лицами. Обыкновенные мыши и другие животные как бы по мановению волшебной палочки превращались в человекоподобных существ, умеющих и разговаривать и танцевать.
По всему было видно, что живая актёрская игра увлекла ребят и их лица в полутьме зала казались и сосредоточенными и восторженными одновременно. Наверное, потому, что детские партии в балете исполняли юные танцовщики из школы американского балета.
По мнению Оксаны Владимировны, балет «Щелкунчик», это нестареющая сказка о любви, дружбе и чудесах, которые случаются под рождество.
-И мы неслучайно выбрали именно этот балетный просмотр,- добавила директор Чемальской школы искусств, — так как наш новогодний концерт мы готовим тоже по мотивам сказки «Щелкунчик». И сегодня мы хотели бы познакомить вас с этой замечательной сказкой – шедевром балетной классики. Желаем вам приятного просмотра».
Вот лишь несколько мнений о состоявшихся просмотрах:
-Юлия Иванова: Впечатление замечательное. Ощущение такое, что я реально побывала в столичном музее. У Айвазовского чудесные картины и море на его полотнах живое, но вот только оно на мгновение застыло…
-И.А. Верхоланцева — преподаватель ЧШИ: Конечно, мы не имеем возможности посещать музеи, поэтому очень хорошо, что открывается серия просмотров, и мы в ближайшем будущем узнаем ещё об очень многих художниках и познакомимся с их великолепными картинами. Да и А.В. Сеппэнен так замечательно рассказывает, что кому-то из ребят захотелось написать море так же, как и Айвазовский….
-Меня зовут Наталья Фадеенко. Моей дочке Валечке 7,5 лет. Я думаю, что такие мероприятия обязательно надо проводить. Мне очень понравилось, и я для себя почерпнула много новой и полезной информации. Даже, можно сказать, что я открыла для себя художника Айвазовского. Да и моей Валечке очень сильно всё понравилось, особенно картина «Девятый вал»…
Осуществляя этот и все остальные проекты, преподавательский состав Чемальской школы искусств направляет все свои усилия на то, чтобы в максимальной мере передать детям то наследие, которым наполнено мировое искусство с давних времён и по настоящее время. Именно эту задачу поставил перед собой коллектив преподавателей этого детского образовательного учреждения вместе с его руководителем: О.В. Ломовой.
Так пожелаем же им всем: и ребятам, и взрослым (педагогам и родителям!), великого и успешного творческого Пути!
В гостях у Большого Искусства побывала Людмила Голонягина, фото автора.