От редакции
Единицы наших современников застали дни Великой Отечественной войны. Ещё меньше осталось в живых тех, кому довелось воевать на полях её сражений.
Михаил Викторович Бояркин родился 16 ноября 1924 года в с. Актел Шебалинского района в крестьянской семье. После окончания 8 классов работал учителем в сёлах Агайру, Шыргайта, Актел.
В августе 1942 года был призван на фронт, участвовал в боях на Курской дуге, в боях за освобождение Украины, Белоруссии, в Восточной Пруссии, в боях за взятие Кенигсберга.
Трижды был тяжело ранен. Награжден орденами Славы III ст., Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За взятие Кенигсберга». «За победу над фашистской Германией» и другими наградами.
После Великой Отечественной войны Михаил Викторович работал учителем в школах с. Мыюта, Актел, Черга, Барагаш.
В ноябре прошлого года ветерану Великой Отечественной войны исполнилось 96 лет. Последние шесть лет он находится под заботливой опекой дочери Нины Михайловны, которая сейчас живёт в селе Чепош.
Почти десять лет назад Михаил Викторович выпустил в свет книгу «Сороковые, роковые…»
Сегодня редакция публикует отрывки из этого произведения, которое, без сомнения, заслуживает внимания каждого гражданина нашей страны, кому дорога великая Победа.
Михаил Викторович проделал огромную работу: благодаря его труду перед внутренним взором читателя откроется довоенный Алтай, а потом и линия фронта.
Автор изложил на бумаге не только события, но и мысли, что рождались в душе главного героя, Маадая Кипчак, на войне.
Сороковые, роковые…
Отрывки из книги М.В. Бояркина
Быстро летит время, унося жизни людей в небытие. А как прожило наше поколение свою короткую, но тяжелую жизнь в этот доставшийся ей голодный, кровавый, запутанный век?
Узнают ли наши дети и внуки об этом? Если я, видевший все это, не расскажу, то они не узнают.
И ещё я хотел оставить в памяти имена тех людей, которых я встречал в жизни, в боях и как они гибли и трудились в мирной жизни. С этой лишь целью я взялся за этот рассказ. Всё, о чем пишу, видел воочию сам и перенес, пережил, испытал на своих плечах.
***
Начало августа 1942 года: с безоблачного голубого неба солнце печет горячими лучами. Южные склоны гор, солнцепеки, пожелтели, а скалы там будто накалились, стали бурыми; воздух нагрет, как у мартеновских печей — обжигает тело.
Стоит тишина: птицы и звери попрятались в тени лесов, а коровы колхозной фермы стоят в реке Себи по горло в воде, найдя там прохладу. Шумит только Чуйский тракт, идут колонны машин, поднимая пыль своими шинами, и подводы идут, гремя окованными железом колесами по гравию тракта.
Машины и подводы везут запыленных, загорелых сынов гор Алтая защищать Отечество. Они: чабаны, пастухи, пахари, учителя и люди других профессий.
Чуйский тракт до города Бийска или Дьаш-Тура, так алтайцы называли, есть одна из многих небольших кровеносных сосудов огромного организма необъятной России, работает этот кровеносный сосуд во всю мощь, как при сильной физической нагрузке, пропуская потоки крови, где есть лейкоциты, которые призваны природой защищать организм от проникших в него врагов-микробов.
И вот, они на машинах, на повозках, лейкоциты и лимфоциты в разных формах и видах: усатые, бородатые, скуластые, безусые спешат в город Дьаш-Тура, где формируется дивизия и через день, через два они будут в солдатских, серых шинелях и поедут на запад, на ту огромную рану России, наносимую микробами фашистами.
В прошлую зиму фашисты добирались до столицы, Москвы, они хотели оторвать сердце страны и раздавить своим кованым сапогом и выпить тост победы в Кремле, но не вышло; его такие, же солдаты — лейкоциты отшвырнули на 100-250 километров на запад от Москвы и сами гибли.
Теперь другая волна этого же врага добирается до самой печенки страны до Сталинграда.
Враг подошел к городу и хочет овладеть им, оборвать большую артерию России — Волгу, тем самым обессилить, свалить и встать на грудь великой Державы.
Стелется пыль по долине реки Себи, где проходит Чуйский тракт. На машинах новобранцы, на подводах они же, все спешат на запад.
В вечном молчании смотрят горы Себинского хребта, алтайцами называемые «Менкю туулар», то есть вечные горы. Они видят это движение, эту пыль, этих людей. Но многие едущие на войну не увидят этих гор. Прощайте, горы!
Горы за свою вечность видели многое: мирные кочевья тюрков, а потом кровавые налёты гуннов, с командирами шаньюями, их сменяют жужжане с предводителями каганами, а потом полчища уйгур с ханом Пэйло, их сменяет многочисленное войско Чингис-Хана, а потом джунгар и истребителей горцев маньчжур и китайцев, а затем — скачущих конников с пиками и мечами, именующими себя кара-корумцами, белыми и красными. Все они били мирных горцев; пролито много крови. А теперь опять, поднимая пыль, поехали сыны Алтая на битву за Советскую Россию.
***
Сегодня провожают сельчане Ивана Крупина, Павла Шкирова и Маадая Кипчак. Их военкомат направляет в Барнаульское военное училище.
Вдруг с громким плачем и причитаниями бежит к отъезжающим и провожающим тетка Мария, мать Юрия Дмитриева ушедшего на фронт комсомольцем добровольцем в июне этого года. У неё в руках бумажка с черными каемками.
— Убили! Убили маво Юрошку, гады — фашисты! Вот она, похоронка. Одна бумажка осталась от ево! — она размахивала ею. — Ваш же дружок он был! О! Горе-то мое! Она подбегает то к одной группе людей, то к другой, целует, обнимает призывников.
— Вас тоже побьют, милые наши соколики!
Приход тётки Марии и эти причитания стали горящим факелом, брошенным на стог сена. Всё будто загорелось, затрещало, защипало.
Провожающие заплакали с громким воем, и этот разноголосый плач слился в единый вой людей. Или оплакивали то ли погибшего Юру, то ли уезжающих призывников. Не поймешь. Плачущие, причитая, ругают фашистов; крестятся и просят бога помочь побить супостата. Только отъезжающие крепятся, не плача, но глотая вовнутрь слёзы.
***
Войны бывают справедливые и несправедливые.
Справедливые — это когда армия воюет за свою Родину, землю, народ, не допуская врагов. В данном случае Красная Армия ведёт справедливую войну — за освобождение Родины от фашистских полчищ.
Несправедливые войны — это захватнические. Когда чья-либо армия хочет захватить чужую землю, чужой народ, чужое богатство. Вот пример, войска Германии напали на Советский Союз, и хотят поработить народ, захватить землю. Это война несправедливая. Война — это серьезное испытание моральных, физических качеств народа и ещё, добавлю, экономических, технических и, возможно, и ещё других качеств страны. Ведь войны происходят между государствами, и если у какого государства больше солдат, больше хлеба, больше техники, оружия, боеприпасов, обмундирование то, то государство победит.
***
Линия фронта где-то рядом: слышна стрельба пулемётов, винтовок и даже автоматов. С рассветом все укрылись в кустах, на дороге лежит раздувшийся труп советского солдата. Где голова должна быть, там прошла колея танковых гусениц, сотни танков прошло по одной колее, боясь минных полей; от головы осталось мокрое место кровавой грязи.
Из какой он части? Из какого он подразделения? Где его однокашники? Почему не предали земле, не оттащили в сторону? У него есть родители, семья, а, может быть, жена, дети? Они ждут, не дождутся от него писем, весточки. Он родился при муках матери, растили его родители, как самый нежный, дорогой росток своей семьи; учили в школе учителя, грамоте, жизни. Какой громадный труд вложили за эти годы его родители, школа, общественность! И вот тебе на! Он стал никому не нужным трупом, падалью на дороге войны!
Хорошо смотрится картина В.М. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами». Там лежат в красивых богатырских позах мёртвые русские воины почтенного возраста и совсем молодой со стрелою в груди и на втором плане — тёмные, полуодетые печенежские воины. Все с руками и ногами, не изуродованные, как спящие, живые. Нет сравнения с настоящим полем сражения.
***
На войне трус становится трусливее, подлый подлее, а жадный ещё жаднее. Владимир Зубов из Ойрот-Туры в училище узрел у Маадая деньги, что мать дала на дорогу, и в бане всё выкрал. У своего товарища из одного взвода и даже отделения красть! Устроился в санитарном поезде на кухне и «провоевал» всю войну, оставшись здоровым и невредимым.
Приспособляемость Зубова — это, по-видимому, отличительная черта характера его, она сопутствует с инстинктом самосохранения, себялюбия с главной целью: только бы остаться живым, когда миллионы таких же парней воюют, умирают, ползая по передовой, как черви. Для них «свой глаз алмаз, а чужие — стекляшки». Если бы были все такими умными, как Вовка, то фашисты прошагали бы через всю страну. Однако, честные люди, переборов страх, шли в бой, в атаку, зная, что будут убитыми или покалеченными, но не нарушали воинского долга, присягу – клятву.
— И ведь Вовка Зубов вернулся с фронта без единой царапины, ни сделав, ни одного выстрела по врагу и народит себе подобных детей, — сказал Маадай.
— Да, эта нечисть людская: авантюристы, карьеристы и прочие. Они останутся, и ещё долго будут мешать, добрым людям жить, пока по справедливым законам их не переловят и заставят трудиться, как все, — ответил старшина.
— Ты в пехоте был на передовой, поэтому так и рассуждаешь, вспоминая, как пехота гибла. Во-первых, всех честных не перебьют, они останутся, будут жить, работать и бороться с этой нечистью. А эта нечисть, как хамелеоны, в любую минуту могут сменить свой цвет и пристроиться к честным. Но пройдёт время и народ спросит у каждого, что он полезного сделал в эти тяжёлые годы и очистится от них. Будет торжествовать добро и справедливость, исчезнет фальшь, лицемерие, цинизм, карьеризм и коррупция, воровство, хулиганство.
В будущем люди будут высокосознательные с духом братства, товарищества и коллективизма. Но до этого долго! Может, в другом XXI веке, а может, нет, одни мечты. В России может всё быть!
— Человек живёт один раз в жизни и стоит ли ожидать эту жизнь, чтоб процветала вся эта нечисть людская?
— Мы воюем не ради них, а ради спасения своей России от ещё большей нечисти: фашизма. Ведь чего они хотят? Господствовать над этим миром, человечество наполовину уничтожить, а вторую половину сделать рабами себя.
***
Чего немцам не хватало? Зачем они поддались авантюристу Гитлеру? Жили да жили бы мирно, без войны, без страстей! Гитлер внушил им мировое господство, пообещал земли на востоке, рабов из России! И жить еще лучше! И вот они получили войну на своей земле. Рушатся города, крепости от авиабомб, снарядов. Крутобокие черепичные крыши ломаются в крошево, идет война, льется кровь не только наступающих, но и обороняющихся и мирных немцев.
***
Прошло то время, много воды утекло в Катуни и Бии, в памяти стираются имена, фамилии, даты, с каждым годом все меньше и меньше ветеранов войны и тыла собираются в день Победы у мемориала павшим. Настанет день, когда последний солдат Великой Отечественной войны уйдет из списка живых. Нелегкая доля досталась нашему поколению: война, голод, холод, смерть, боль от ран, боль потерь друзей и близких, и поэтому цель моей книги — показать и оставить память внукам и правнукам о тех далеких их предков, ушедших навсегда, как описал в стихах Николай Майоров, «не долюбив, не докурив последней папиросы».