Радиоканал Чемал Плейлист

Впервые самолет в Горный Алтай прилетел 100 лет назад – 22 июля 1925 года. Это был «Юнкерс F13» 1920 года выпуска. Этот немецкий самолет специалисты называют первым авиалайнером – изначально он был спроектирован именно для пассажирских авиаперевозок. Борт вмещал двух членов экипажа и четырех пассажиров, был также небольшой грузовой отсек. Самолет мог развить скорость до 170 км в час, подняться до 4 тыс. метров, дальность полета составляла 1400 километров – невиданные по тем временам показатели. Предприятие «Сиблет» приобрело этот самолет за 38 545 рублей – деньги немалые (средняя зарплата в те времена по стране не превышала 50 рублей).

В Новониколаевске самолет получил название «Сибревком».

В течение 1925-1928 годов «Сибревком» совершил множество агитационных полетов по всей Сибири. Целью этих полетов было знакомство граждан с авиацией – большинство людей тогда вообще не видели самолетов и не очень-то верили, что такие машины существуют и что на них можно подняться в воздух. Полеты должны были укрепить веру советских людей в могущество своей страны.

Преследовали эти полеты и утилитарные задачи – сбор пожертвований на развитие авиации и сбор информации о характеристике воздушных линий и местности. Эта информация использовалась в дальнейшем для создания сети аэродромов и авиационного хозяйства.

После прилета «Сибревкома» обычно устраивался митинг, а затем машина совершала несколько круговых 20-30-минутных рейсов. Подняться на борт могли члены Осоавиахима, представители рабочего класса и органов власти, иногда – любые желающие. Чаще всего за такую экскурсию приходилось платить, причем немалые деньги – 5 рублей для членов Осоавиахима и 10 рублей для всех остальных (килограмм хлеба в те годы стоил около 20 копеек). В некоторых крупных городах продавали специальные лотерейные билеты. После розыгрыша обладатель счастливого билетика мог совершить круговой полет на «Сибревкоме». Стоила такая «лотерейка» 25 копеек.

В Ойротии местных жителей катали бесплатно, но честь попасть на борт выпала далеко не всем желающим: было запланировано всего два рейса. Самолет прибыл в Улалу 22 июля после полудня и совершил посадку на поляне в районе нынешнего Жилмассива. Встречать «Сибревком» пришли около 4 тысяч человек. После митинга на борт поднялись первые пассажиры. Самолет взлетел не сразу – любопытные люди обступили машину и никак не расходились. После первого полета в пассажирской салон поднялись еще четыре человека. «В двух полетах участвовали шесть крестьян-алтайцев и две алтайки.

В 6 часов вечера «Сибревком» вылетел с председателем облисполкома Алагызовым в Чемал», — писала газета «Красноярский рабочий».

В тот же день воодушевленные жители Улалы массово записывались в Осоавиахим и делали пожертвования на строительство авиационной техники.

А вот в Чемале с самолетом случилось ЧП. При посадке шасси сломалось о камень, самолет «клюнул» носом, в результате получил повреждения винт. Восемь дней понадобилось на устранение поломок. После ремонта «Сибревком» сделал два прогулочных рейса для местных жителей и отправился в Бийск, а затем в Барнаул.

Источник: https://www.gorno-altaisk.info/news/117247

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Версия для слабовидящих
Чемальский вестник
Счетчики
Индекс цитирования. Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг алтайских сайтов
«Узнай о своих долгах»!
Рейтинг@Mail.ru