Радиоканал Чемал Плейлист

В мировоззренческой концепции алтайцев важное место отводится обрядам почитания гор. Среди них: — «Алтайды такыганы» («Восхваление Алтая») или «Jажыл бÿр» («Весенняя листва»). «Весенняя листва» представляет собой обрядовое почитание своей территории проживания с его горными вершинами, как священной земли, проводится в начале лета. Весенний обряд посвящается периоду роста травы, цветению природы, насыщению скота. Магическое значение обряда заключается в подтверждении признания и особого почитания сообществом людей, покровительствующей им силы духов Алтая и Алтай-Кудая, чтобы получить определенную «гарантию» благополучного состояния природы (необходимое количество дождя в засуху или, наоборот, солнечную погоду в дождливые дни, хорошие выпасы для скота, благополучие для семей и т.д.).

Проведение весеннего обряда сопровождается подвязыванием освященных лент (кыйра) на дерево в качестве жертвоприношения духам гор (разноцветные ленты из ткани). Предпочитаемые цвета лент: белый, жёлтый, синий, зелёный. Белый обозначает светлые помыслы жертвующего человека; синий цвет посвящается божеству Неба; желтый — цвет, посвященный божеству Земли; зеленый — цвет обновления. При привязывании  освященных лент мужчина должен снять головной убор; при этом, выполняющий это действие, должен выразить свои желания, адресуя их, как просьбу хозяину гор, попросить счастливого пути, благополучия, здоровья и произнести соответствующее благопожелание (алкыш). При привязывании освященных лент нужно посмотреть — не находиться ли дерево на крутой местности. Нельзя завязывать ленты на колючие растения, после захода солнца и убывающей луне, запрещается делать ленты из шелка.

Данный обряд сопровождается произношением молитвенных благопожеланий (алкыш сöс), при помощи которых человек с древнейших времен «поддерживал» контакт с божествами, духами природы. При помощи словесного молитвенного самовыражения человек во время проводимого обряда мог умолить божеств, духов, покровителей прислушаться к его просьбе и получить для себя «охранную» (или оберегающую) силу для преодоления жизненных трудностей.

Общественный молебен чаще всего  проходит на горе, на чистом месте, где не ходят люди и не пасется скот. А после проведения на этом месте ритуального молебна оно считается священным, и туда без особой нужды не ходят, там не собирают ягоду, не косят, не заготавливают дрова. Оно считается местом обитания духа Алтая.

Моления в пору «Зеленой листвы» проводятся в соответствии с традиционными обрядовыми канонами. Человек, проводящий обряд, очень ответственно подходит к исполнению текстов благопожеланий и необходимых процедур. Он находится у тагылов — каменных плит для жертвоприношений.

Женщины выстраиваются с правой стороны, а мужчины — с левой. Исполнитель обряда после традиционного поклонения и «угощения» духа огня, начинает произносить благопожелания Алтаю и окружающим горным вершинам. Затем все участники молебна проводят такой же обряд поклонения и «угощения» духа огня, духам Алтая;  повязывают священные ленточки (кыйра)  на березе.

После молений, всеми участниками обряда устраивается трапеза, во время которой ясновидящий (кöспöкчи) и «неме билер кижи» делятся «увиденным» и «услышанным» с остальными присутствующими.

 18 мая 2024 г. в 8.30 ч. утра на Тагыле Барантал с. Чемал будет проводиться обряд «Весенней листвы». Приглашаем на молебен.

С.М. Майманакова

Использованы материалы из книги «Традиционная обрядовая культура алтайского народа»(2022 г.).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Версия для слабовидящих
Чемальский вестник
Счетчики
Индекс цитирования. Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг алтайских сайтов
«Узнай о своих долгах»!
Рейтинг@Mail.ru