Чепош- новая столица искусств, судя по всему. Только закончилось прекрасное мероприятие, посвященное юбилею А.В.Анохина и снова – интересное событие. 16 ноября в Чепошинском СДК прошла персональная выставка И.А. Верхоланцевой. Выставка получилась приуроченной, пусть не к юбилею, но ко дню рождения Ирины Алексеевны, который она отмечает 18 ноября.
Картины, представленные на выставке – самых разных жанров. Тут и масло и акварель и темпера; тут и натюрморты и лубок и пейзажи в том числе — сказочные, мистические, приснившиеся, навеянные, нашептанные горными ветрами )
— Ирина Алексеевна, сегодня вокруг вас так много людей, которые смотрят на вас сияющими глазами. Расскажите, как все начиналось, откуда вы приехали в Горный Алтай, как складывалась здесь ваша жизнь?
— Родилась я в Прокопьевске, довольно долго жила в Новокузнецке. Образование у меня – художник-декоратор, художник театра. Немного работала в театре, затем – в рекламе. Занималась, в основном, наружной рекламой. Приехала однажды в Горный Алтай, конечно, влюбилась в этот край, купила домик в Чепоше.
— А почему именно в Чепоше?
— У меня здесь жили друзья, Шиловы.
— Весьма известные в районе люди….
— да, они до сих пор здесь и я здесь. Когда я покупала домик, думала, что это будет, в основном, творческая дачка, а оказалось, что задержалась здесь надолго. Стала работать с ребятишками в клубе – сразу, как приехала, с 2003 года. Сначала это был небольшой кружок. Потом мне предложили работу – сначала в Доме детского творчества, потом – в школе искусств, где я проработала год. С тех пор я так и работаю в школе искусств (с перерывами только на декретный отпуск) и у нас есть выездной класс в Чепоше, для своих, чепошинских детей.
Немного отвлечемся от прямой речи. Этот класс находится в СДК, маленький, но уютный. На стенах — рисунки учеников, преподавателей, есть даже картины Сергея Дыкова, заслуженного художника России. В углу — новенькие мольберты, которые уже ждут своих юных художников, ждут лета, плинэра ( для тех, кто не знает – плинэр – это когда художники берут свои мольберты, кисти, краски и идут на природу – писать на открытом воздухе). И такая здесь чудесная, творческая атмосфера, ребята рисуют, переговариваются, видно, что они увлечены своей работой. Лица. Всегда приятно видеть одухотворенные лица. У этих людей – у ребят, у их преподавателя, у родителей учеников – лица именно такие.
Вернемся к рассказу Ирины Алексеевны:
— Работа в школе искусств мне в радость, хотя поначалу я и не думала, что меня так … «затянет». Учатся у меня и мои собственные дети, вместе с другими ребятами, лучшего и не придумаешь.
— То есть, чепошинским ребятам повезло? Надо было учить своих, мама решила организовать класс …
— В изоляции вырастить прекрасных детей нельзя, так что повезло и тем и другим. Нужен целый коллектив, общество, в котором ребенок растет и может поговорить о чем-то большем, чем убежать из дома и покурить под забором
— Значит, теперь все хорошо, успешно?
— Да, мне понравилось работать с детьми, теперь я уверенна, что делаю то, что должна. Зарплата, конечно, далека от идеала, а остальное – просто здорово.
И действительно здорово. Главный показатель — на выставку пришли все юные ученики Ирины Алексеевны, их родители, бабушки, дедушки и даже клубная собачка Бэлла. Хочется полностью (прямо начиная с обращения), привести слова одной из мамочек, Натальи Юрьевны Котелановой, пришедшей на выставку с букетом роз:
— Дорогая наша Ириночка Алексеевна! Хочется этого человека называть Ириночкой Алексеевной, никак иначе. От лица учеников, бывших и нынешних, родителей, бабушек и дедушек, мы хотим сказать, что мы счастливы, что у нас в Чепоше есть такой замечательный человек и мы всегда с радостью идем в наш СДК еще и потому, что в этом светлом доме есть вы. Вы человек с изюминкой – и внешней и внутренней, душевной. Мы видим вас, ваши картины, слышим ваши стихи – и это только капля в море! У вас прекрасные детки, прекрасный дом, мимо которого невозможно просто так пройти – голова сама к нему поворачивается… Всего вам наилучшего от всех нас, пусть в вашей жизни всегда будет светло!
После таких душевных слов больше и не надо объяснять, как относятся к Ирине Александровне люди, которые с ней взаимодействуют. Ну а у нас – продолжение интервью.
— Вот у вас есть картина «Дом», чудесный лубок в теплых тонах. На ней большая семья, животные. Это с натуры? У вас все это действительно есть? Лошадка, коровка? Вы и это успеваете?
— Лошадки нет, а вот поросятки, кошки, собаки – все есть. Да и живем мы на земле, так что что-то выращиваем, не ленимся. Все мои работы, даже самые абстрактные и кажущиеся нелепыми, в основе своей содержат реальные вещи – то, что меня впечатлило, заставило радоваться или задуматься. Сложно высосать из пальца тему — да и незачем, когда вокруг столько жизни. Творчество можно сделать коммерческим, но я считаю, что оно должно помогать людям высказываться, направлять в будущее, верить в хорошее, лечить душу. Иногда жизнь, а точнее – наш социум — так завернет… а творчество как раз и позволяет вернуться к радости, к пониманию того, что мир прекрасен. Увидеть красоту и гармонию вокруг, порадоваться, что судьба нас не обделила, что все неурядицы — это просто внешние, житейские условности.
Мой муж, Михаил, человек местный. Когда я вышла за него замуж и вошла в большую семью Верхоланцевых, сразу укоренилась в этом месте. Он умеет работать руками, построил нам дом, занимается хозяйством, охотой. Сыну, Данилу, 14 лет, дочери, Дарье – 12. Я их страшно люблю, это смысл моей жизни. Пока дети были малы, я отвлеклась от творчества, сейчас они подросли и можно наверстать. Хотя, подростки не дадут заскучать.
— Они тоже пишут?
— Они не хотят быть художниками, хотя программу школы искусств освоили успешно. Данил хочет быть строителем.
— Видимо, пример отца перед глазами?
— да, и его отца, и моего отца, и моего деда. Мой дед (его фамилия – Ковякин) был архитектором. Так что уже получается династия.
— Возможно, Данил пойдет по стопам своих родственников, станет проектировать и строить дома
— да, мы с мужем тоже думает, что это возможно. Сын наш вполне может пойти по этой стезе, строить для себя и для других людей. Надеюсь, у него получится. Дочка, Даша – как раз творческий человек, любит выступать, неплохо рисует, но пока не определилась с выбором профессии. А я считаю, что навязывать детям, чем им заниматься в жизни – глупо и бесполезно.
— Я с удовольствием смотрю на ваши работы и вижу, что вы работаете в разных техниках. Вот тут, например, лубок.
— у меня смешанная техника. Живопись — в основном, маслом. Такие работы, как этот лубок (он называется «Пленэр»), относятся к графике, это гуашь. Я очень люблю работать гуашью, использовать маркеры. Маслом – долго, дорого, а гуашью – можно быстро выразить любой свой замысел.
— Есть ли у вас любимый художник?
— я многих художников люблю. Дюрера люблю. Люблю графику Доре. Марка Шагала люблю. У него есть замечательная графика – иллюстрации к «Мертвым душам» Гоголя. Вот это шикарные вещи!
— То есть, все-таки, вас больше привлекает графика?
— Да, наверное, графика. Еще я работаю в стиле батика, у меня недавно была здесь же, в чепошинском клубе, выставка работ в этой технике. Несколько моих работ выставлялось этим летом в Палеопарке, в галерее Гребневых, на международной выставке.
— Там, где душа охотника сидит на веточке? Я ее помню.
— Да, и эта картина тоже. Есть у меня стихи, которые с этой картиной перекликаются.
РЕКА
По реке плывет река.
Голубые облака проплывают по реке.
На соседнем берегу кто то
машет вдалеке,
толь платочком, толь рукой.
Приглашает мол домой.
На другом же берегу,
тихо стелиться туман.
То-ли вор, то-ли обман.
Пробираясь не спеша
по реке плывет душа.
Сегодняшняя персональная выставка у меня не первая. Сначала были выставки в Новокузнецке, в Кемерово. И в Чепоше я выставляюсь не впервые. Первая выставка проходила в Чепошинской школе, в 2012 году. Клуб тогда был на ремонте после пожара. Приятно сказать, что мы коллеги и друзья с Яковом Ивановичем Янкиновым. Несколько раз мы совместно выставлялись. Он помогал нам на экзаменах, входил в экзаменационную комиссию. Так как кабинетик в помещении СДК маленький, взять в свой класс всех желающих мы, к сожалению, не могли. Пришлось устраивать экзамены и выбирать. Двадцать два человека учатся в Чемале в школе искусств и в чепошинском филиале — две группы – в одной двенадцать, в другой – шестнадцать человек.
— А есть какая-то основная концепция вашего творчества?
— Наверное концепцией для меня является то, что меня в настоящий момент более всего волнует, что на душу ляжет. В основном проходит такая философская ниточка, размышление. У меня сейчас существует четкое разделение – семья, дом и — мои фантазии, картины. Если все время находится в этом сугубо реальном, рассчитанном моменте – становится невыносимо. Поэтому мир интуиции, раздумий мне очень близок. Берешь какое-то событие, облекаешь его в благородный вид истории, размышления, философской сказки, даешь ему направление, перспективу – и вот она, новая картина. И вот такие, в процессе творчества, у меня получаются стихи…
ХРАНИТЕЛИ
Молча придут к озеру.
Сядут в белом кругу.
Станут вылавливать звёзды.
Беззвучно закинув сети.
Вздернут голову на луну,
не легкое это занятие,
да и кому нужны.
Не сбывшиеся мечты
и призрачные надежды.
Прозрачна, холодна
лежит у ног вода.
И может быть есть
оправдание тому,
что некие безумцы приходят сюда
и глазами ощупывают глубину.
Наверно в этом есть суть.
Оправдывающая желания,
разгадка изначальной тайны,
спасение не во лжи.
Любой может смотреть на луну,
но не каждый становится хранителем души.
— С днем рождения, Ирина Алексеевна! Спасибо за прекрасные работы! Счастья вам, удачи, творческих успехов! Пусть всегда будет в вашем доме солнце, смех, радость! Талантливых и благодарных вам учеников, красивых снов, стихов, мыслей!