Неделя мясопустная, о Страшном Суде.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
При всём многообразии наших жизненных призваний, при всём различии человеческих способностей и дарований, при всей причудливой несхожести личных судеб, всех людей на земле объединяет один общий итог жизни, общий финал: «…не все мы умрем, но все изменимся» (1.Кор.15.51), и всем нам, изменившимся, предстоит Суд. Таким образом, все мы, и мужчины и женщины, и старые и малые, и умники и простецы, и бомжи и президенты, станем в конце концов подсудимыми.
Это обстоятельство не может оставить в равнодушном спокойствии никого: ни грешников, ни праведников. Первых – потому, что как бы грешен, как бы безнадёжно испорчен ни был человек, а всё-таки, созданный по образу Божию, он не может до конца утратить совесть, и она, даже едва живая, заставит его трепетать от ужаса перед грядущим Судом. Вторым тоже есть чего страшиться и ужасаться: у них тоже есть совесть, а о своём несоответствии образцу они знают ещё лучше первых, потому что помнят завет Спасителя: «…будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5.48). Кто, находясь в здравом уме и твёрдой памяти, отважится подумать, что «всё это сохранил я от юности моей» (Мф.19.20)? Кто вместо мольбы о милости и снисхождении, вместо воздыхания со всей Церковью «Господи, помилуй» дерзнёт возгласить: «Воздай мне, Боже, по делам моим»?
Как это ни покажется странным искренне кающимся грешникам, такие люди есть на белом свете, и чтобы сыскать их, не нужно отправляться в дальние экспедиции. Не стоит даже оглядываться по сторонам, достаточно непредвзято и серьёзно заглянуть в душу самому себе.
Так уж случилось, что очи души нашей после грехопадения праотцев устроились подобно глазам телесным: они смотрят не внутрь, а вовне и потому видят не наши собственные греховные язвы, а, совсем напротив, грехи, недостатки и совершенства других людей.
Вот какую злую шутку сыграл с нами древний змей, который на заре человеческой истории обещал подарить праотцам нашим знание добра и зла. С тех-то самых пор и ведомо нам, что такое «добро» и что такое «зло»: добро мы видим в самих себе, а зло – в окружающих. Именно по этой причине мы слишком часто вместо просьбы о милости и снисхождении возносим к Небесам вполне безумные требования справедливости. Именно поэтому самый частый наш вопрос к Создателю: «За что?» Как будто это не мы ходим в должниках у Бога, а Он – у нас.
Тяжело жить, постоянно ожидая награды, но как так и живёт человек, который, что называется, знает себе цену. Ему – непонятно, почему он до сих пор не вознаграждён по достоинству. И никак он не может вспомнить, когда это, Господи, «мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» (Мф.25.44). Что поделаешь, глаза так устроены – в себе только доброе видим, а когда реального добра в душе не обретается, в ход идут фантомы и призраки: «я всегда говорю только правду», «я никогда ничего не украл» и – самое распространённое! – «я никому никогда никакого зла не делал». Как такому густому совершенству примерить на себя роль подсудимого – представить трудно. Он и Самому Судии укажет на место: не так-де судишь!
Вот бы нам всем ещё до перехода в блаженную вечность понять, что на исповедь мы ходим не за одобрением и ободрением, а затем, чтобы привыкнуть к важнейшему для нас состоянию – состоянию подсудимого. Вот бы нам всем ещё в этой скорбной жизни так перенастроить очи своей души, чтобы видеть в людях, окружающих нас, по преимуществу одни достоинства, а в самих себе в первую очередь всё-таки недостатки. Оно ведь и не в пример полезнее: во-первых, не так больно, не так горестно самому обнаружить грязь в душе, как если бы на неё, не выбирая выражений, указал нам кто-нибудь посторонний; а во-вторых, когда глаза твои устроены так, что не видят недостатки ближних, тогда твоя жизнь сама собою превращается в постоянный праздник, ибо разве это не праздник – жить, окружённым сущими ангелами!
Да и вообще, «когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк.14.8-11). Иными словами, готовь себя, человек, не к роли триумфатора, но к роли подсудимого, и тогда, может быть, удостоишься ты утешительных слов Христовых: «…приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.23.34). Аминь.
Священник Сергий Ганьковский
по материалам сайта hram.info