Радиоканал Чемал Плейлист

Предлагаем вниманию читателей «Чемальского вестника» фрагмент из первого литературного произведения на алтайском языке. Перевод Макария (Невского).

Здесь рассказывается о путешествии Чевалкова по Телецкому озеру. Это путешествие он предпринял вместе с женой, чтобы наловить рыбы и набрать дикого мёда. В это время начальником Алтайской духовной миссии был протоиерей Стефан Ландышев, о нём говорится в этом эпизоде.

Когда у нас истощился весь запас, то мы с женой отправились на лошадях в Кебезень, пробыли там два дня и, изготовивши запасов, отправились опять к озеру. По пути заехали в юрту Тадужека, жившего на берегу озера. В юрте сидел один старик с седой трясущейся головой. «Дед! Сколько тебе лет?», – спросил я. Старик сказал: «мне 90 лет». Я спросил: «сколько же еще ты, старец, проживешь?». Старец сказал: «сын мой! Долго ли уж мне теперь жить! Может быть, сегодня умру, а если не сегодня, то завтра. Разве ты не видишь меня? Я сижу на самом краю могильной ямы, сижу и каждый день жду смерти». Я сказал: «ты ожидаешь смерти, а после смерти, где будешь жить? Расскажи мне, почтенный старец». Старик сказал: «откуда мне знать, сын мой? Мы выросли, как полевые звери: вот вам-то лучше это знать; ведь вы читаете Божьи книги и беседуете с Богом». Я ответил ему: «пожалуй, я расскажу тебе из Божьей книги: поверишь ли ты?». Старик сказал: «чему же больше верить, как не Божьему слову?». И я сказал: един Бог – Иисус Христос, Который создал небо и землю, и птиц летающий и зверей бегающих и все дышащее и всех людей. Кроме Него, никакого Бога нет; кто в Него не верует, тот не может войти в Его блистающий свет, исполненный блаженства, ибо Бог есть величайший свет, величайшее благо. Свет Его никогда не меркнет, блаженство Его никогда не оскудевает, но существует всегда, вечно и превечно. Те люди, которые в Него не веруют, не могут жить в Его блаженном свете». Я сказал: «в какого же Бога вы веруете, как имя его – скажи мне». Старик сказал: «мы поклоняемся и жертвы приносим Алтай-хану, Небу-хану, а также приносим хлебные жертвы высоким горам и рекам, которые кормят нас, как матери». Я сказал: «Вы поклоняетесь горам и водам, – они не боги, но творение Истинного Бога. Поэтому, вам вместо того, чтобы покланяться твари, следует покланяться Господу Богу Иисусу Христу, создавшему эти горы и воды и за все Его благословлять». Старик сказал: «как же Ему надобно молиться?». Я ответил: «Боже мой, Иисусе Христе, Ты создал всякую реку, все высоты гор, Ты создал и небо, и землю, и все, что в них, будь Ты благословен!», – так надобно молиться». Старик замолчал, а я еще сказал: «если бы кто-нибудь устроил человеку дом, полный всяких сокровищ, то получивший его кого бы за это стал благодарить – стал ли бы он дом благодарить, или того, кто дал этот дом?». Старик ответил: «конечно, не дом же будет благодарить, а того, кто дал этот дом». Я сказал: «почему же вы приносите благодарение небу и земле и всему, что на них есть, а не благодарите Бога, Который создал их?» старик ответил: «мы подобны зверям, которые живут и растут в поле: что мы знаем? Вот вы это знаете, которые держите в руках Божии книги и с Богом беседуете». Я сказал: «ты крестись и будешь, как чадо Божие: Бог даст тебе блаженный свет». Он сказал: «если хочешь ты крестить меня, то скажи мне, что значит крещение, и, сказавши это, прибавил: я думаю, что если и не крещусь, но по твоему наставлению буду молиться Христу Богу, то буду угоден Богу». Я ответил: «Сам Бог сказал: кто не родится снова от воды и Духа, тот и не войдет в свет Божий, в царствие Небесное». Старик ответил: «как же это от воды родиться? Скажи мне, сын мой». Я ответил: «Когда человек во образе тридневной смерти и погребения троекратно погружается в воду во имя Божие, то он снова рождается от воды и от Святого Духа; таким образом возрожденная душа человека сияет Божиим светом, уподобляясь Богу, ибо сей крестившийся человек облекается во Христа; поэтому он делается подобным Сыну Божию». Старик сказал: «за какую же вину некрещенные люди не войдут в свет Божий?». Тогда я рассказал ему все, начиная от Адама, о их грехопадении, о рождении Иисуса Христа, о том, как Он страдал, как по воскресении в третий день в сороковой день восшел на небеса, как опять придет на землю в последний век судить живых и мертвых. Старик, все это выслушавши со вниманием, сказал: сегодня или завтра я умру, сын мой: здесь без священника кто меня окрестит? Я ответил: с попутным человеком я пошлю к священнику письмо, а ты пока здесь учи молитвы. Старик сказал: «ты мне дай свой крест, который для меня будет Божиим знамением». Я возложил на него свой крест и несколько поучил его молиться Богу. Вскоре отец Степан прислал за мной человека звать к себе. Когда я приехал, он сказал: когда я хотел крестить этого старика, которого ты приготовил к крещению, то он мне сказал: «я дотоле не крещусь, пока не приедет тот, кто дал мне крест»; поэтому-то я послал за тобой. Тогда я спросил у старика: почему ты от этого священника не крестишься? Старик ответил: «этого священника я прежде не видывал и удержался креститься, думая, не хочет ли меня крестить какой-нибудь ложный священник». Я сказал: это наш старший Улалинский священник отец Степан. Он сказал: «ну, крестите». И отец Стефан окрестил его, назвав его Петром. Отец Степан дал мне несколько крестов, сказавши: я даю тебе благословение и эти кресты, чтобы ты давал их тем, кто пожелает креститься.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Версия для слабовидящих
Чемальский вестник
Счетчики
Индекс цитирования. Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг алтайских сайтов
«Узнай о своих долгах»!
Рейтинг@Mail.ru