Радиоканал Чемал Плейлист

Великий пост — совершенно неповторимый период в церковном году. Каждый день, каждая служба наполнены особым смыслом. Важнейшее место занимают евангельские чтения воскресных дней поста и подготовительных недель. Мы попросили разных людей прочитать эти евангельские отрывки и рассказать, как они их понимают и что лично для себя выносят в рубрике «Евангелия Великого поста». Евангелие третьей недели Великого поста читал вместе с «Фомой» Эдуард Бояков, режиссер, продюсер, театральный педагог.

Евангелие от Марка, главы 8 и 9 (отрывок)

34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?

38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

Надо помнить, что разговор о Евангелии — это, с одной стороны, смелость, которую человек может и должен проявлять, а с другой стороны, это невероятная ответственность. Конечно, нельзя изображать из себя богослова, если ты таковым не являешься. Когда я читаю святых отцов, когда я читаю «Точное изложение православной веры» преподобного Иоанна Дамаскина, который очень подробно говорит о крестопоклонной неделе, о Кресте (совершенно потрясающий текст!), что еще я могу сказать после этого? Да ничего! В этой ситуации остается только одно — делиться опытом и мыслями предельно личными.

Это евангельское чтение для меня особенное. Я пришел в Церковь взрослым, профессионально состоявшимся человеком, который чего-то достиг в этой жизни, у которого уже было, как говорится, за что держаться. И оказавшись в Церкви, я, как ни громко это прозвучит, оказался очень близко к той ситуации, о которой говорится в Евангелии, читаемом на Крестопоклонной неделе. К ситуации предельной бескомпромиссности: или — или. Я встал перед очень жестким выбором: либо остаться со своими земными достижениями, статусами, привычками — либо «отвергнуться себя» ради следования за Христом. Да, слова об отречении от себя я тогда понял несколько плоско, но об этом позже. А сначала — о страхе.

Рано или поздно мы все окажемся на Суде. Но ведь в этом отрывке Евангелия речь идет о суде, который человек должен произвести над собой прямо сейчас. Это же страшно. И рассуждения что лучше сделать это не откладывая, чем потом мучиться и пытаться что-то исправить — это ведь рассуждения. А нужен поступок.

Сложно найти в Евангелии слова, обращенные к человеку, которые были бы жестче, чем эти — отвергнись себя. Готовы ли мы к этому? Вообще возможно ли это? В принципе, нет. Но здесь важно обратить внимание на контекст.

Когда Христос произносит эти слова? После того, как кормит четыре тысячи человек семью хлебами. Он посетовал на то, что этим людям далеко возвращаться домой, а они, бедные, голодны — и потому совершил чудо. Он показал этим людям Свою любовь. И получается, что Тот, Кто требует от тебя взять свой крест и пойти за Ним — это Тот, Кто тебя бесконечно любит, Кто способен на чудо. Нам даруется чудо, и мы должны ответить тем же — нарушением обычной, эгоистической логики. Это ведь чудо — приход человека к безусловной вере.

Помню, как в юношестве, думая о кресте, я недоумевал: как символом христианства может стать такой жесткий образ – крест. Это ведь средоточие страданий и боли! Но если чувствуешь эту любовь, тебе становится понятно и… не страшно.

Крестопоклонная неделя — это середина Великого Поста, Четыредесятницы. Здесь тоже прекрасная символика. В центре Поста, как и в центре всей жизни христианина, оказывается Крест. Ты на перекрестке. И снова, когда читается Евангелие, Господь адресует эти слова именно тебе: ты готов или не готов? Или — или.

Как я пытался расстаться с прошлым

Что значит этот выбор? Что значат слова Христа отвергнись себя? Что значит — возьми крест свой? Как это применить к собственной жизни?

Я задавал вопросы и себе, и священникам о том, как на практике должно реализоваться мое «отвержение себя». Был такой момент, когда у меня была готовность бросить все и уехать жить в деревню рядом с Оптиной. И семья меня поддерживала. А отцы, которые всегда с таким теплом относились ко мне, очень мягко всегда что-то объясняли, в этом случае вдруг очень жестко мне ответили, чтобы я, как говорится, даже не рыпался. Видимо, мне такой путь не подходит. Видимо, я все-таки исходил из желания личного комфорта, удобства, из гордыни. Интересно, что и мой учитель в миру, большой музыкант, тоже очень резко на это отреагировал. Не в смысле «не уезжай, ты нужен здесь», а напротив — «кто ты такой, чтобы обсуждать этот вопрос»? В моей ситуации, действительно, было бы очень просто — бросить Москву, перечеркнуть старую жизнь и начать новую, с чистого листа. А в Москве, в тех же обстоятельствах, в которых ты жил раньше, идти за Христом труднее. Но значит это наш крест, это наш путь, значит мы будем здесь жить, радоваться, созидать, реализовывать творческий потенциал, который дан нам Богом.

Продожение следует

По материалам сайта foma.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Версия для слабовидящих
Чемальский вестник
Счетчики
Индекс цитирования. Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг алтайских сайтов
«Узнай о своих долгах»!
Рейтинг@Mail.ru