Знаем ли мы, что такое мелкая моторика? В целом да, осознаем, о чем это, ее важность, но что же это на самом деле? Это взаимосвязь скоординированных действий нервной, мышечной, костной и зрительной систем. Она имеет очень важное значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Конечно же, максимальное развитие происходит в раннем детском возрасте, что даёт бурное развитие головного мозга, но и далее ребёнку необходимо развиваться в данном направлении. Состоит мелкая моторика из различных жестов, например, удержания какого-либо предмета до достаточно мелких и точных движений, которые, кстати, оказывают большое влияние на почерк ребенка.
Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребёнка. Сначала малыш разглядывает свои ручки, потом учится ими управлять. Затем он берёт предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребёнка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть. К тому же, мелкая моторика рук повышает уровень внимания, развивает мышление, координацию, воображение, наблюдательность и тренирует память, а главное — развивает речь.
Вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы самостоятельно одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Одним из замечательных и экологичных способов развития мелкой моторики у детей является работа с глиной. Занятие лепкой является самым осязательным видом творчества (ребёнок видит, трогает, берет в руки и изменяет). От уровня умения и контроля собственных рук повышается сенсорная чувствительность, тонкое восприятие предмета, пластики, фактуры, развивается воображение, пространственное мышление, общая ручная умелость, синхронизируется работа обеих рук и, конечно же, обоих полушарий мозга.
Больше полугода назад был запущен проект «Глиняные рассказы», где детки от 6 лет лепят, рисуют, ваяют то, от чего потом захватывает дух у всех мамочек. И вы знаете, мы, родители (в данном проекте я не только поддерживающий психолог, но и родитель), отметили достаточно значительные результаты от занятий: детки стали более собранными, ответственными, они не желают пропускать занятий, потому что там невероятно интересно, и самое главное, каждый раз они получают результат, благодаря которому растёт уверенность от того, что ребёнок может создавать то, о чем раньше даже не мечтал. Все это повышает уровень включенности в саму жизнь (прекрасная профилактика гаджето-зависимости), стимулирует воображение, запускает творческие процессы и, конечно же, мотивирует нас, родителей, тоже создавать что-то невероятное. Возникает желание творить. И да, порой родителей некоторых тоже от глины не оторвать. Все мы понимаем, что мы тоже в глубине души своей дети, а работа с глиной — это что-то из детства, тёплое, нежное, и невероятно душевное, там мы отдыхаем…
На занятиях детки не только лепят, они знакомятся и с другими видами искусства. На одних из выходных мы вместе с детьми ходили на экскурсию. Побывали в галерее семьи Головань и мастерской «Кербалык» с. Аскат, где дети увидели различные варианты обработки глины, как с помощью золотых ручек мастера, так и при помощи гончарного круга. Было представлено множество направлений в работе с глиной, способы нанесения глазури. Ну, а через творчество семьи Головань в их галерее с картин на нас смотрели знакомые многим родные места.
Посещая такие экскурсии, дети видят, как вплетается ремесло в само жизненное пространство мастера. Как ярко и впечатляюще оно входит в его быт и как может украшать его, преображая всецело и дом, и сад, и, конечно же, каждый день, через творчество и труд обогащая опыт и жизнь самого человека.
Очень сильно помогает детям в отражении реальности наша невероятная по красоте природа: она вдохновляет их на совершенные представления теперь не только на бумаге, но и в глине. К сожалению, мы, взрослые, уже так не видим её. Советую вам почаще заглядывать в детские альбомы, а то и садиться и рисовать вместе с детьми, раскрашивать, создавать для них, это важный момент взаимодействия и роста. А чтобы это происходило эффективнее, дам вам несколько рекомендаций:
— если ребёнок занимается творчеством, вызывайте в нем как можно чаще положительные эмоции, настраивая его на занятия, поддерживая его интерес;
— не употребляйте слов и фраз, несущих негативную окраску: «ты не хочешь», «не ломай», «не трогай». Вместо этого скажите: «давай посмотрим, как интересно», «здорово у тебя получается», «вот это очень хорошо»;
— не забывайте, что лучше всего ребёнок развивается в игре, и тут важно обыгрывать каждый законченный этап работы;
— закрепляйте дома полученные знания, чтобы эффект от занятий был максимальным; для этого можно приобрести дополнительно глину или скульптурный пластилин, которым ваш ребёнок будет с удовольствием пользоваться дома, организуйте для этого пространство, а если вы будете что-то творить вместе, то это только усилит эффект;
— инициируйте самостоятельность ребёнка, когда он достиг определённого уровня, но время от времени поддерживайте к этому интерес;
— храните некоторое время поделки ребёнка, это придаёт огромную значимость подобным вещам, а значит и повышает его ценность в ваших глазах;
— помните, если вы решили навести порядок в его вещах, нужно это делать сообща, и не выбрасывать вещи ребёнка без его согласия, не обесценивайте его труд;
— дорогие родители, если вы видите, что ваш ребёнок нарисовал, слепил, раскрасил, что-то не так, как вы это представляете, пожалуйста, не нужно его корректировать, это его представление о предмете, вы можете слепить своё, показать, рассказать, но не заставлять его делать видимый вами идеальный образ; все это разрушает творческое мышление и не способствует развитию такого широкого по своим масштабам детского воображения;
— показывайте личную заинтересованность, увлечённость, поддерживайте ребёнка добрым словом, обязательно хвалите его.
Мышление современного ребёнка отличается от нашего, и это прекрасно, просто он видит ваш пример, делает свой выбор и идёт своим путём. Нам непременно нужно дать ребёнку возможность к самовыражению и проявлению себя в этом мире! Сейчас очень много говорят о креативности мышления, и наш школьник должен обладать уже современными компетенциями, к примеру, одна из них «4К», где взращивается уровень критического и креативного мышления, коммуникативных умений и умения кооперироваться в работе, решая различные задачи, будь он в детском саду, школе, колледже, ВУЗе…
Наша задача, как родителей, — помочь детям прочувствовать своё детство, что мир не ограничивается виртуальной реальностью, он как раз наоборот создан для них именно вне её, и как же здорово просто лепить, рисовать, клеить, собирать пазлы всей семьёй, кататься на тюбингах, лыжах, коньках, стоять или висеть вниз головой с поддержкой сильной руки отца, прыгать на скакалке на спор с мамой, гонять весь день мяч с друзьями, и просто жить эту жизнь так, как жили её мы, и мы были очень счастливы в этом, просто показать, и пусть они выбирают. Ведь именно все это взаимодействие сейчас больше всего выпадает у деток из-за постоянной занятости родителей.
Все начинается с нас, родителей; только своим примером мы даём ребёнку старт для будущих достижений, побед и достойных увлечений, которые способны перерасти в профессию, ремесло, семейную традицию и позволят нашим детям ощущать себя счастливыми.
Галина Оськина,
педагог-психолог проекта «Глиняные рассказы. Уроки лепки для детей 6-10 лет», Чемальский район, Чепошское сельское поселение