Радиоканал Чемал Плейлист

Дорога от устья реки Эдиган через скалистый бом ведет в село Куюс. Не доезжая бома, влево уходит еще заметная грунтовая дорога, ведущая к когда-то существовавшей животноводческой стоянке. На въезде в лог, справа на склоне можно приметить два столбообразных природных каменных выступа: один довольно значительный – он виден с дороги, другой небольшой. Два этих скальных образования, как  бы «смотрящие друг на друга» — напоминают сюжеты с различными героями: «мать и дитя»; «отец и сын», «учитель и ученик», «настоятель и послушник» и др. Самые ловкие могут до этих природных каменных «изваяний» добраться и насладиться видами долины Катуни с высоты. Возможно, вам удастся сфотографировать пейзажный шедевр, который оценят окружающие.

В этом логу в известняковых скалах располагаются гроты и небольшие пещерки. Вот небольшая каменная арка, которая под определенным ракурсом напоминает состязание двух мифических существ. В одном пещерном гроте есть каменное сидение – словно трон. Из другого грота открывается вид на окрестности – «взгляд троглодита». Здесь есть еще много чего интересного, что откроется вам при основательном осмотре.

Вернемся на Чемальский тракт. За бомом слева идет массивная терраса Катуни. Ее склон сложен камнями-валунами различных размеров. Каменистость склона нарастает по мере движения в южном направлении  к селу Куюс. На некоторых гладких поверхностях этих валунов, обращенных на юго-запад, можно отыскать наскальные рисунки – петроглифы давно ушедших времен.

Одно из местонахождений петроглифов в окрестностях села Куюс называется «Нижняя Кобы» («Нижняя Куба»). Рисунки находятся на участке между речками Верхняя Куба и Нижняя Куба и на отдельных глыбах и валунах в окрестностях села Куюс и сгруппированы в трех пунктах: в правобережье и устье р.  Нижней Кубы; вдоль дороги Эдиган — Куюс, на каменной гряде и рядом с разновременными курганами на террасе правого берега Катуни. В 1966 г. петроглифы изучались экспедицией под руководством Е.М. Берс, в 1979 г. А.П. Погожевой. Предположительно, ученые датируют  петроглифы эпохой бронзы и раннего железа. Некоторые рисунки, находящиеся на крупных валунах склона Катунской террасы, внимательный путешественник  может увидеть даже из окна машины. Среди валунов Катунской террасы  есть камни причудливых очертаний и форм, поэтому здесь надо пешком прогуляться и ваши поиски вознаградятся эксклюзивными фотографиями, например, местного «сфинкса».

За южной оконечностью села Куюс после речки Верхний Куюс (Верхняя Куба, Верхняя Кобы) располагается первая надпойменная терраса Катуни, которая именуется долиной Айрыташ (Айры-Таш, Айрыдаш). Она протянулась на 3 километра  вдоль реки Катунь по линии северо-запад – юго-восток. В разных местах здесь разбросано несколько древних могильников, святилищ с петроглифами, стоянок. Наибольшее количество погребальных памятников сконцентрировано в ее юго-восточной части и объединено под общим названием могильника «Айрыдаш – 1» (раскопано 223 объекта). Вообще,  в долине Айрыташ ученые выделяют могильники: Айрыдаш — 2, 3, 4 (что расположены к югу от села Куюс) и Айрыдаш – 5, 6, 7 (к северо-западу от села Куюс). Наиболее ранними в долине Айрыташ являются афанасьевские погребения. Одно из них оформлено на поверхности широким каменным кольцом. В могильной яме, на глубине одного метра находился посыпанный охрой человеческий костяк.

Вторая по хронологии группа курганов представлена раннескифским временем (8 – 7 вв. до н.э.). Эти курганы имеют округлые в плане каменные насыпи диаметром 15-16 м, внутри которых обнаружены кольца, выложенные в один-два слоя из боле крупного камня. Усопшего укладывали в неглубокой яме на левый бок, с подогнутыми ногами, головой на северо-запад.

Курганы пазырыкской культуры оформлены в виде овальных в плане уплощенных каменных насыпей. На дне могильной ямы устанавливались деревянные срубы. Погребенные лежали на правом боку, с подогнутыми ногами, головами на юго-восток. Из инвентаря здесь встречены глиняные красноватого обжига кувшины, бараньи позвонки, бронзовые ножи, гривны, зеркала.

Памятники 1 тыс. н.э. представлены древнетюркскими оградами и погребениями под овальными каменными выкладками. Первые в виде четырехугольника, составленные из вертикальных плит и заложены одним-двумя слоями мелкого камня. За юго-восточной стенкой установлены небольшие стелы или изваяния.

Здесь же в долине Айрыташ можно отыскать и осмотреть петроглифы «Айры-Таш». Рисунки выполнены выбивкой на отдельных крупных глыбах камнепада вдоль грунтовой дороги. На вертикальные плоскости нанесены изображения животных (козлов, оленей, кошачьих) и антропоморфных фигур. Петроглифы разновременные. Некоторые ученые считают, что отдельные изображения и композиции предположительно могут быть датированы эпохой бронзы и раннего железа, часть рисунков относится к гунно-сарматскому времени. Местонахождение петроглифов в разное время изучалось Е. А. Окладниковой, А. С. Суразаковым, В. Д. Кубаревым, В. А. Соеновым.

На расстоянии 1, 5 км от села Куюс, справа от грунтовой дороги, у расположенных рядом двух огромных валунов, стоит сделать остановку и внимательно осмотреть ближний к дороге валун, где на западной стороне выбиты изображения животных. Из долины Айрыташ  открывается вид на пирамиду, которую туристы окрестили «Куюсинской». С этого ракурса (с запада) пирамида полноценная с 3 гранями и входным отверстием в нижней части западной грани. Взгляд же с севера развеивает сказку о подлинности пирамиды.

Итак, каменные курганы долины Айрыташ можно осмотреть на местности. Интересующиеся историей, могут «потрогать» рукой  скалы с начерченными петроглифами. А, вот каменных изваяний сегодня в долине  Айрыташ вы не встретите. Однако, научные сборники статей нам сообщают, что в долине Айрыташ было найдено и описано учеными 4 каменных изваяния, относящиеся к тюркскому периоду. Сегодня, как сообщает научный сборник, они хранятся в Национальном Музее Республики Алтай. Одно из изваяний было найдено лежащим с восточной стороны каменной оградки. Приведу его описание, сделанное  Кубаревым В. Д.  и Кочеевым В. А.  «Высота изваяния — 95 см,  выполнено оно на брусе плотной породы темно-коричневого цвета. Точечной техникой выполнены были детали лица: глаза, нос, усы, борода, брови, рот. Слабо намечены руки: правая, согнутая в локте под прямым углом, поддерживает перед грудью сосуд; левая беспалой кистью показана на поясе фигуры. К поясу подвешена сумочка с кистью и изображен один подвесной ремень».

Еще 7 каменных тюркских изваяний было описано учеными под названием «Куюс», найдены они  в 2,5 и более км от села Куюс, вверх по правому берегу реки Катунь. Одно из них хранится в Национальном музее республики Алтай и 3 — в экспозиции музея ИАиЭ СОРАН города Новосибирска. Приведем описание изваяния, сделанное скупым научным языком («Археологические памятники и объекты Чемальского района», 2009 г.) «Каменная плита светло-зеленого туфа среднего эффузива была с коричневой корочкой пустынного загара, который был почти полностью сбит обработкой и сохранился только в нижней части. В верхней части плиты обработкой приданы очертания головы человека. Округлены обработкой и грани плиты, лицо выполнено в низком рельефе с едва заметной подшлифовкой. Высота каменного изваяния составляла 109 см».

Если напрячь воображение и иметь опыт осмотра других каменных изваяний, то можно по описанию представить себе этих степных «стражей» Куюса. Некоторые творческие личности  могут создать в своем воображении и цельный образ ландшафта. Но туристу, который приехал к нам на Алтай, хочется воочию насладиться его древностями.

Возможно, придет время, когда будет проводиться полномасштабная музеефикация археологических памятников. В ходе нее в реальной местности будут воссозданы облики древних культовых объектов, которые были до момента разрушения и тогда, возможно, появятся каменные изваяния (оригиналы или их копии) и в окрестностях Куюса.

Мне всегда казалось, что степным алтайским просторам сегодня очень не хватает каменных «сторожил», которые веками охраняли горные урочища, являясь неотъемлемой частью местных ландшафтов. Но прошлый век для многих из них оказался финальным занавесом их существования. И сегодня каменные исполины в лучшем случае стоят в экспозициях музеев (где почти нет посетителей) или пылятся в складских помещениях, а в худшем — безвозвратно утеряны (разбиты или использованы как материал для строительства чего-либо).

Приведу мнение Владимира Кыдыева из его статьи «Кожого Таш – камень Занавес между Нижним и Средним мирами». «… В нас присутствует толика надежды на то, что люди, облеченные властью,  состоятельные бизнесмены из тюркского мира, наши сограждане россияне, проникнутся озабоченностью и окажут содействие, чтобы каменные изваяния вышли из подвального заточения и увидели Солнце… Есть твердая уверенность: разбросанные по разным весям и городам страны каменные изваяния Алтая – «Кожого Таш» — на радость новым поколениям когда-нибудь возвратятся в свои родные долины и будут нести предназначенную для них охранительную функцию…»

Ждать государственных решений можно долго. Поэтому остается надеяться на местных умельцев, которые начнут воссоздавать памятники древних цивилизаций в окрестностях сел, стоянок, баз отдыха для себя, своих потомков и многочисленных интересующихся историй туристов, посещающих Алтай. А начать можно с создания и установки информационных щитов у археологических объектов.

И еще, летом среди камней террасы в окрестности села Куюс можно приметить пары журавлей-красавок (Красная книга РА и РФ), которые летали сюда на Алтай, преодолевая разные препятствия, и сто и триста и, возможно, более лет назад.

Путешествия продолжаются… Ольга Горских, фото пересняты автором из фотоальбома Кубарева В. Д. «Каменные изваяния Алтайских гор»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Версия для слабовидящих
Чемальский вестник
Счетчики
Индекс цитирования. Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг алтайских сайтов
«Узнай о своих долгах»!
Рейтинг@Mail.ru