Радиоканал Чемал Плейлист
Календарь
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Гора Шаманский камень, по сведениям местных жителей, является священной. «У алтайцев родовая гора-карындаш (карындаш – тип родственных отношений у алтайцев) очеловечивалась согласно традиции почитания природы. Вершина горы – голова; северный склон, поросший лесом, — спина; южная сторона – перед; подножие – полы или подол (имеется в виду одежда); верхний выступ – плечо; нижний – нога. (Тадина Н.А.) Кроме того, «горы, как и другие природные объекты, имеют своего духа-хозяина: одни – в образе женщины, другие – старика».
Все это усиливало и подогревало интерес и побуждало нас «познакомиться с этой горой поближе». Наше желание обследовать Шаман-камень зрело долго. И вот, наконец, в ноябре 2014 года мы со Славой решились на путешествие. Погода стояла ясная, небольшой морозец румянил щеки, восточные склоны горы и окружающая местность были присыпаны небольшим слоем снега. Свой внедорожник «газель 4 wd» мы оставили у небольшого мостика через речку Сема, что был слева от трассы. Через него идет грунтовая дорога на местную пасеку. Дальше с рюкзаком фотоаппаратуры мы пошли пешком. Двигались легко, даже на подъеме не чувствовалось напряжения. Настроение, в преддверии разгадки тайны Шаман-горы, было приподнятым. Растительность окрестностей представлена березово-лиственничными и лиственничными лесами по склонам северной экспозиции и степными растительными сообществами по склонам южных экспозиций. Несмотря на снежный покров и полегшую траву, тропа хорошо проглядывалась и направляла нас в тыловую стороны горы. Начался резкий подъем по южному торцу. Дорожки постоянно разветвлялись, предлагая нам разные варианты, но мы всегда делали правильный выбор и оказывались именно на «нужной» тропе. Судьба ли нас вела или «чутье» Славы, которое никогда его не подводило. И, о — чудо! После резкого поворота тропы на запад, навстречу горе – прямо на нас смотрело огромное лицо, искусно начерченное природной рукой и оформленное кустистой растительностью. Мы даже присели отдохнуть и обдумать увиденное.
Мне на память пришли записанные Г.Н. Потаниным «сказки», которые я размещала в путеводителе по Чуйскому тракту, вот они. «Два кама (шамана): худой и хороший камлали на Башкаусе. Худой предсказал, что будет война, добрый не поверил. Пришли Халхасцы с войной, хорошему каму отрубили голову, и он умер. Худого кама жгли огнем, но вышел невредимым он из огня. В воде топили – из воды вышел целым. Тогда отрубили ему голову, но она захохотала. Привезли голову к Халхасскому бию – обратилась голова в камень. И стоит эта каменная баба (кюшоташ) в местности Коту. Многие камлали перед этим камнем, но он не шевелился. Однажды пришел молодой кам Тархан-Бо-Таин-Дере Тостогошевой породы сделал возлияние водкой (арака) и голова зашевелилась».
«Один хан велел собрать всех камов (ныне шаманов) и сжечь. Всех поместили в одну юрту и зажгли. Все сгорели, только один кам спасся, вылетев из огня невредимым. Его имя было Кам-Кадылбаш. От него-то и расплодились нынешние камы (времена о. Чевалкова, со слов которого записано Потаниным Г.Н.). Телеутские камы при камлании поминали его, говоря о себе: « Я из поколения Кам-Кадылбаша». Другие говорили: Я из Кадылбашева остатка».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Версия для слабовидящих
Чемальский вестник
Счетчики
Индекс цитирования. Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг алтайских сайтов
«Узнай о своих долгах»!
Рейтинг@Mail.ru