Плейлист

Региональная общественная организация Республики Алтай «Лада» предлагает жителям Чемальского района обсудить темы, затронутые в этой статье
«Сегодня – дети, завтра – народ».
Л.Н. Толстой.
Сегодня наша страна переживает не только экономический, но и глубокий духовно-нравственный кризис, а также кризис образования наших детей. Об этом все больше свидетельствуют:
а) Рост злобы, агрессии и закрытости среди людей, в том числе среди подростков, подростковый суицид и преступность.
б) Все больше снижающийся авторитет педагогов и старшего поколения среди молодежи.
г) Падающий уровень интеллекта и творческой активности подрастающего поколения при все большей погруженности детей в компьютерные и телефонные игры, соцсети, безнравственная музыка и видео.
д) Отсутствие детских и молодёжных игр и забав на детских и школьных площадках, а как следствие отсутствие у детей навыков дружбы и взаимопомощи.
е) Засилье западных фильмов и мультфильмов разрушающих детскую психику, а также демонстрирующих вместо человеческих добродетелей, низшие животные инстинкты человека такие как злость, агрессия, развращенность, которые копируются в поведении детей.
Наверное каждый из нас может перечислить еще многие проявления, свидетельствующие об интеллектуальной и нравственной деградации общества и молодого поколения. Ситуацию в образовании мы переживаем особенно болезненно, так как это касается наших детей. Причем наиболее остро это чувствуют та часть родителей, дедушек и бабушек, которые в меньшей степени попали под влияние духовно-нравственного деградации. А стало быть, сумели сохранить чувство ответственности, здравомыслия и несогласия со многими аспектами современного образовательного процесса. Вместе с тем, так важно взаимное понимание между родителями и педагогами, сотрудничество в поиске выхода из создавшейся ситуации, просто нормального человеческого диалога по проблемам, которые стали очевидными.
До развала Советского Союза, в частности, до реформы образования, на международных математических олимпиадах наши школьники занимали из года в год первые места. В уходящем 2015 году – только восьмое. Подавляющее большинство детей не могут самостоятельно выполнять домашние задания. А это серьезное препятствие в воспитании самостоятельной личности.
Конечно, многие преподаватели с самого начала реформы образования понимали, к чему эти реформы приведут, но большинство родителей смирились с тем, что происходит. Отчасти по причине непонимания, отчасти от того, что просто не знали, что можно предпринять, каким образом повлиять на целую армию чиновников образования, готовых выполнять все губительные для детей требования нового порядка. Сегодня мы пожинаем плоды западных образовательных программ и ценностей.
Древняя мудрость говорит: «Чтобы покорить народ, не нужно оружие, достаточно получить возможность воспитывать детей этого народа». Мы предоставили эту возможность. Причем не только посредством школьной программы. А еще и посредством всех информационных каналов, таких как радио и телевидение, пропитанных агрессией и хамством, пропагандирующих курение, алкоголь, беспорядочные половые связи, ложь, престиж, карьеризм, жестокость и насилие. Модели поведения, которые являем пред детьми мы, взрослые люди, зачастую негативны, что само по себе усугубляет процесс воспитания детей. Понятно, что даже взрослые люди, воспитанные на других ценностях, попадают, в той или иной степени, под влияние информационного негатива, что же говорить о детях, у которых в возрасте от 7 до 14 лет формируется платформа ценностей, формируются качества личности, вкусы, пристрастия, интересы и модели поведения.
ВСЕ, ЧТО НАС ОКРУЖАЕТ, ВСЕ, ЧТО МЫ ВИДИМ И СЛЫШИМ, ЕСТЬ ИНФОРМАЦИЯ — ЭНЕРГИЯ — СИЛА, КОТОРАЯ ЛИБО РАЗРУШАЕТ, ЛИБО СОЗИДАЕТ. ЛИБО ВЕДЕТ НАС К СЧАСТЬЮ И РАДОСТИ, ЛИБО К СТРАДАНИЮ. Меняя информацию, мы меняем нашу жизнь. Наш выбор и наше намерение является первым шагом на пути перемен. Вот и теперь он перед нами: согласиться с тем, что происходит в нашей жизни, в нашей школе, или не согласиться. Поверить в свои силы или признать поражение. Защитить наших детей от тлетворного влияния или оставить беззащитными?
И так, что мы имеем на сегодняшний день?
1. Образовательный процесс лишен образности мышления, должного общения педагога с учениками, причастности учеников к первоисточникам знаний. На смену пришли сухие тесты, рефераты и сочинения из интернета, ЕГЭ. Однако на деле воспитательный процесс совершенно неотрывен от процесса общения вообще, так и от общения с учителем. Ибо само слово — образование означает воспитание на образах. Согласитесь, что даже просто образ родителя или педагога это уже информация, его речь, манера поведения, его качества, одежда и предложенные им занятия ни что иное как инструменты воспитания.
2. И педагоги, и родители замечают, что сегодня нет практически школьной дружбы, дети разрозненны и эгоистичны. Более способные ученики перестали «брать на буксир» тех, кто медленнее усваивает программу. Кроме прочих причин видится, что бесконечная состязательность по бесконечным поводам является одной из них. Постоянные конкурсы, в том числе и конкурсы красоты, олимпиады, ученик года и т.д., помещают детей в состояние бесконечного соперничества и борьбы за первенство. В этой борьбе одни становятся победителями, другие побежденными. Какие чувства порождают эти состязания? У победителей чувство превосходства, раздутое самомнение, эгоизм, хвастливость. У побежденных зависть, обида и даже чувство неполноценности, которое приводит к разочарованию, депрессивным состояниям и нежеланию ходить в школу вообще. Вот чем может обернуться для многих безобидное на первый взгляд воспитание «звезд». Последние, кстати, чаще всего становятся жертвами депрессии, как только перестают сиять. Зачем тогда мы культивируем в школах атмосферу состязательности? Как в такой среде может родиться дружба?
Кроме того, бесконечные конкурсы, проводимые между учителями, неоправданно нагружают и отвлекают учителя от главной задачи педагога — формирования знаний и воспитания личности ребёнка.
3. Портфолио успехов. Какое отношение оно может иметь к нашей отечественной культуре? Зачем школьнику, а равно и учителю, портфолио? Может оно помогает воспитать в детях добродетельные качества? Напротив, собирание своих заслуг раздувает чувство собственной значимости и эгоизм. Даже взрослым людям бывает не по силам пройти испытание медными трубами (славой), а тут дети, у которых все еще только формируется. Потом, когда портфолио станет для него ценностью, он возомнит себя заслуженным и важным, а другие, будут для него ничтожными. Привить такому подростку чувство уважительного отношения ко всем окружающим будет практически невозможно после 14 лет, как невозможно научить говорить ребенка, который не слышал человеческой речи до 6 лет. На такой почве не привьется ни чувство долга, ни ответственность, зато ожидание почета и уважения к своим заслугам может стать непомерным, как и желание достигнуть успеха любой ценой. К тому же в сознании ребенка бумажка становится ценностью.
4. Современная система образования не нацелена на воспитание добродетельных качеств, таких как: забота о слабых и пожилых, щедрость, уважительность, честность, целомудрие, скромность, ответственность, трудолюбие. Поэтому у наших детей в большинстве своём они отсутствуют. Родители, по разным причинам, перестали сеять и культивировать эти семена. Нам стало проще включить телик, купить компьютер, плеер, крутой сотовый телефон и позволить детям самостоятельно выбирать информацию. Другими словами мы бросаем детей в гигантские волны информационного потопа и надеемся при этом, что они выплывут целыми и невредимыми. Как показывает практика, все происходит с точностью до наоборот. Одна беда, что дети впитывают в себя негативные образы и модели поведения, которые со временем становятся для них нормой, а другая в том, что погруженные в виртуальный мир, они становятся не участниками, а сторонними наблюдателями, в результате не получая своего собственного жизненного опыта. В итоге мы имеем «маленького» человека не просто неумелого, но и не приспособленного к реальной жизни и уверенного в том, что от него ничего не зависит. Кроме того, там, где должен был родиться интерес самостоятельно познавать реальный мир, творить свою жизнь и получать радость от этого процесса, образуется пустота, которую могут заполнить, а чаще всего и заполняют суррогаты радости, такие как алкоголь, курение, наркотики и ранний секс.
5. Закон оградил ребенка от созидательной трудовой деятельности, предоставив ему безграничную свободу в правах. Притом, что у всех остальных, по отношению к дитя, есть только обязанности. Как неопытной душе справиться с решением такой сложной задачи, как воспользоваться своими правами? Наши дети понимают свои права как вседозволенность, а последняя делает практически невозможным воспитание духовно- нравственной личности. У детей должны быть нравственные ограничения и обязанности. Навязанная нам модель запрета на общественно-полезные труды, худшее из изобретений современной системы образования. Ибо только созидательный физический труд развивает разум.
6. Наши дети имеют ничтожно малые знания о народной культуре. Да и в сознании большинства взрослых людей культура чаще всего ассоциируется с шоу или концертом. А между тем культура является главным национальным признаком и включает в себя язык, одежду, род занятий, менталитет, особенности и характер народа, традиционные ценности. Прививание чуждой культуры (в нашем случае западной) приводит к безпородности, к потере связи со своими корнями, к духовному и телесному увяданию, а затем к деградации и полному вырождению. Родные – народные праздники, обряды, игры, песни, хороводы являются инструментом пробуждения родовой (генетической) памяти, способствуют формированию личности со всеми присущими народу качествами.
Реформы нашей школы проводятся по катастрофическому сценарию. Введение термина образовательные услуги, автоматически превратило учителя в слугу (уСЛУГА), лишенного авторитета, достойной оплаты, всяких прав и свобод, против ученика, наделенного правами и свободами. При этом в школьной программе нет объяснения того, что абсолютной свободы не может быть, что в высокоразвитом обществе свобода одной личности заканчивается там, где начинаются интересы другой. В таком обществе человек живет не ради славы, власти, комфорта и удовольствий, а ради совершенствования в мире с другими людьми и природными стихиям. Все проводимые на чужой манер реформы дают нам только горькие плоды. Однако нам решать: продолжать сеять, культивировать и пожинать эти плоды или открыть закрома со своими семенами. Вернуться к своим истокам, к своим корням.
Сегодня мы выносим на всеобщее обсуждение следующие предложения:
1.Включить в обсуждение данного материала максимальное число представителей всех уровней власти, учителей, родителей, активной общественности. Разместить данный материал в местных газетах.
2.Провести школьный педсовет по обозначенным проблемам с участием представителей общественности, а затем и общешкольное родительское собрание.
3.Родителям, как представителям народовластия, максимально взять на себя инициативу и ответственность за возрождение отечественных ценностей и национальной культуры. Руководствуясь «Основами государственной политики в области культуры», привести образовательные программы в соответствие с русской ментальностью и культурой.
4. Освободить учителей от бесконечных педагогических конкурсов, портфолио, введя доступность и открытость образовательного процесса. Для родителей любые уроки должны быть открытыми.
5.Освободить учителей от электронных дневников, от сбора и систематизации информации, не касающейся учебного процесса.
6. Настойчиво проявлять инициативу по отмене ЕГЭ и возврату учебных программ и учебников 1964г.
8. Вернуть статус учителя и обязанности ученика.
9. Вместо основ религиозной культуры и светской этики преподавать основы и традиции отечественной культуры.
10. Используя знания о влиянии музыки на формирование личности, включать на уроках тихим фоном классическую музыку. Она успокаивает и раскрывает сердечный энергетический центр. Настраивает детей на любовь и лад с окружающим миром. Как можно шире использовать народную музыку, пробуждающую высшие энергетические центры, тем самым оказывающую позитивное влияние на формирование гармоничной личности.
9. На уроках ОБЖ рассказывать детям о влиянии на здоровье аудиоплееров, сотовых телефонов, алкоголя, курения, различных символов, одежды, речи, телепрограмм, музыки. Пропагандировать здоровый образ жизни, как основу безопасности. Рассказывать о влиянии добродетельных и негативных черт характера на качество нашей жизни.
10. Максимально исключить из школы состязательность. Вместо нее ввести коллективные народные праздники, игры, танцы, хороводы, молодецкие забавы (возможно, в рамках предмета отечественной культуры).
11. Исключить портфолио и похвальные грамоты среди учителей и учеников, поскольку они подменяют истинную мотивацию к познанию и работе стремлением соответствовать заданным стандартам и получать похвалу.
12. Изменить параметры оценки эффективности педагогического труда.
13. Образовать в школе кукольный театр и посредством спектаклей культивировать лучшие человеческие качества, дружбу, взаимовыручку, заботу, уважение, щедрость, доброту.
14. Максимально исключить из школы праздность. Отмечать только важные для народа и страны даты, позволяющие развивать патриотизм, любовь к отечеству, мужество, отвагу и честь.
Просим всех, прочитавших это обращение, принять участие в обсуждении ситуации в школьном образовании. Если мы готовы менять нашу жизнь, то первое, что нужно сделать, это перестать на кого-либо надеяться. Понять, что только непосредственное участие в творении своей жизни наделяет человека смыслом существования. Выражайте свою позицию на страницах местных газет, через радио или на школьном родительском собрании. Начните самостоятельно делать шаги на пути нравственного оздоровления нашего общества, на пути совершенствования собственной личности.
ЛадаРА
Ждем ваших отзывов в редакции газеты «Чемальский вестник». Также вопросы, затронутые в этой статье, будут обсуждаться на заседании круглого стола общественного совета при главе Чемальского района.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Print Friendly

Добавить комментарий

Чемальский вестник
Счетчики
Индекс цитирования. Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг алтайских сайтов
«Узнай о своих долгах»!
Рейтинг@Mail.ru