Плейлист

????????????????????????????????????

Чтобы прикоснуться к древностям Алтая в прямом смысле этого слова, можно посетить древние урочища, где осмотреть скалы с петроглифами. Наблюдая за туристами, интересующимися петроглифами, могу сказать, что почти все при осмотре древних рисунков прикасаются к скалам ладонью, водят пальцем вдоль линий рисунка. Возможно, все эти действия интуитивно делаются для того, чтобы ощутить «энергетику» сакральной писаницы и приобщиться к «ваянию древнего мастера или охотника» — человека явно творческого. Далеко ходить не буду – я сама всегда не только осматриваю и тщательно фотографирую петроглифы, но и, пытаясь разгадать загадку творца, прикасаюсь к писаницам рукой. Поверхность скал, на которой начертаны рисунки, разная, но чаще всего она гладкая, даже лоснящаяся, как и в случае с петроглифами Сетерлю.
Природно-историческое святилище Сетерлю (Суттерлю) расположено в Каракольской долине, которая изобилует петроглифическими комплексами, играющими в свое время роль исторических святилищ. Название и урочищ (на карте показано урочище Сатырлы, уходящее вправо от Каракольской долины) и святилища происходит от монгольского слова «сэтэр» (по алтайски — кыйра) – ритуальная лента, привязываемая на гриву лошади, посвященной горам (духам).
Скала с петроглифами возвышается в наиболее узком месте Каракольской долины, по которой протекает заболоченная речка Сетерлю. Первая надпойменная терраса совсем узкая, по ней проходит, прижавшись к скале, дорога между селами Бичикту-Боом и Боочи. Ниже скалы небольшой родник, а рядом с ним — священная лиственница. Скала, где выбиты петроглифы — отвесная, имеющая уступ внизу – как указывают исследователи – признак, характерный для природного святилища. Поверхность вертикальной плоскости камня имеет темно-коричневый цвет и, как утверждают ученые, была заровнена. В некоторых местах она даже была искусственно залощена до блеска и имеет следы жирового покрытия. Изображения выбиты сплошь и покрывают почти всю поверхность камня. Большинство рисунков – это олени с характерными рогами, козлы с двумя параллельными полукруглыми рогами и бараны, изображенные всегда с одним круто загнутым рогом. Встречаются отдельные антропоморфные фигуры, изображения собак и лошадей. Все фигуры направлены головой вправо, то есть они бегут, скачут с юго-запада на северо-восток. Скала расположена так, что фактически весь день она освещена. Для этого памятника характерна еще одна особенность: животные расположены вереницами друг за другом, тремя длинными рядами. Ученые предполагают (Мартынов А.И.), что начало функционирования этого святилища относится к пазырыкской культуре скифо-сибирского мира, к середине-второй половине 1 тыс. до н.э. Большинство рисунков относится к гуннскому времени – к началу и первой половине 1 тыс н.э.
Мы отправились искать петроглифы Сетерлю зимой 2015 года. В интернете я наткнулась на фотографию этой писаницы и комментарии пользователя. Фото меня поразило тем, что весь кадр, охватывающий приличный участок скалы был полностью исписан маленькими, небольшими по размеру и довольно крупными рисунками. Не долго думая, мы собрались в экспедицию, а зима в этом деле совсем не стала помехой.
День был пасмурный, ветреный и морозный. Пейзажная эстетичность местных ландшафтов была низкой, но для съемки петроглифов пасмурная погода сыграла положительную роль. Добравшись до села Каракол, мы свернули с Чуйского тракта в направление села Бичикту-Бом. Сначала осмотрели широко известные в определенных кругах Бичикту-Бомские петроглифы. Скалы на окраине села Бичикту-Бом, как отмечают ученые, обладают всеми условиями для создания здесь писаницы. Поверхность скальных обнажений достаточно гладкая, мягкая и удобная для нанесения изображений. Они обращены к югу и хорошо освещены солнцем. Сама местность, включающая горы, писаные скалы и окружающее пространство не только живописны и зрелищны (обращены к живописной долине реки Каракол), но и, по мнению исследователей, являются носителем исторической и эпической памятью народа. Осмотрев петроглифы Бичикту-Бома, принадлежащие к различным историческим эпохам (гуннскому времени, рубежу нашей эры, древнетюркскому периоду, периоду вхождения Горного Алтая в состав Уйгурского ханства и др.), мы двинулись дальше.
На вершине бома, который указывался в описании местонахождения, у километрового указателя мы остановились, припарковались, благо движения по дороге почти не было. При визуальном осмотре с дороги, мы сразу увидели искомую скалу. Рисунки были великолепны и впечатлили нас как своим обилием, расположением на скальном полотне, сохранностью, так и техникой исполнения. Нас поразили и четкие контуры петроглифов, и какая-то особая прорисовка небольших и, особенно, маленьких по размеру рисунков, и некая композиционность всего скального петроглифического полотна. Внизу, так же как и в Калбак-Таше показан древним художником ряд крупных оленей. В правой части исписанного каменного полотна хорошо выделялись ритуальная сцена охоты, где маленький охотник целится луком в крупную фигуру оленя.
Несмотря на озябшие руки, мы пытались вникнуть в изображенные сюжеты писаницы и, отсняв все, еще долго вглядывались в отдельные элементы писаницы.
Если не брать в расчет унылую погоду, то сама Каракольская долины в этом месте была весьма живописной. Ровное днище долины, где протекает река Каракол, имея здесь несколько рукавов, поросло кустарником и лиственными рощицами. Четкие и резкие борта долины заметно сужают ее в этом самом месте, где находится святилище. Безлесные лога расходятся в боковые стороны от магистральной долины. Эту красоту мы неоднократно снимали ранее и в осеннее и летнее время, не догадываясь о наличии здесь столь необычной писаницы. Видимо, всему свое время.
У коренного населения Алтая Каракольская долина издревле считается священной. Здесь сохранены следы афанасьевской, каракольской, скифской и тюркской культур. Здесь расположены многочисленные группы древних курганных захоронений, у которых возвышаются каменные стелы-менгиры, балбалы, родовые камни. Скалы у подножия священных гор еще хранят наскальные рисунками. Среди них находится и, исследованный экспедицией Горно-Алтайского университета, комплекс с наскальными изображениями в урочище Кызыл-Тал, что в окрестности села Кулада. Наскальные рисунки имеются и в долинах, отходящих от скал Бичикту-Бома, в долине Тенеш, и на скалах у ручья Талда, у села Боочи.
А еще в литературе я вычитала, что на левом берегу реки Каракол, в 2 км от села Бичикту-Боом, находится гора Кара-ту (Кара-Ту). Название горы переводится как «черная, с густым хвойным лесом, высокая гора». На этой горе сохранились наскальные рисунки, свидетельствующие о ее значении как охотничьего святилища. Гора Кара-Туу до сих пор является культовым объектом местных алтайцев. На эту гору запрещается подниматься женщинам и охотится на зверя. У подножья горы расположены тагылы – культовые объекты, где проводятся весенние и осенние молебны (мÿргÿл).
Этот пасмурный и блеклый зимний день, был наполнен яркими впечатлениями, настолько, что унылые пейзажи, мелькающие в окна машины, совсем мне не запомнились. Перед глазами стояли картины древней живописи Сетерлю и Бичикту-Бома. Сознание « включилось» на Семинском перевале, где остановившись для перекуса, мы наблюдали крупных черных воронов, которые «вежливо крали» орешки из стаканов, стоящих на столиках местных торговцев, причем, делали это птицы, не торопясь и по очереди. Эти черные вороны напомнили мне московских серых ворон, пешком разгуливающих по улицам и площадям столицы, «натянув на себя роль столичных смотрителей», правда, в Москве я не была уже 8 лет, может сейчас и иначе.
Путешествия продолжаются… Ольга Горских, фото автора

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Print Friendly
Чемальский вестник
Счетчики
Индекс цитирования. Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг алтайских сайтов
«Узнай о своих долгах»!
Рейтинг@Mail.ru