Плейлист

Такое открытие сделал для себя однажды Виталий Матвеевич Шатский — житель села Катунь. И ему охотно веришь, ведь этот факт подтверждается его личной биографией, до краёв наполненной трудовыми буднями, территориальными перемещениями по Матушке-России и многофункциональной профессиональной деятельностью. Его можно назвать художником, так как он давно и на высоком профессиональном уровне прекрасно пишет картины и имеет собственную художественную галерею, занимается гончарным производством и владеет навыками возведения различного рода удивительных строений… Перечислять можно долго, так как список его произведений достаточно объёмен. При всём при том он не останавливается в своём творческом и профессиональном росте. Не в его характере топтаться на месте и бездействовать…
Дело в том, что вот уже чуть более семи лет, как Виталий Матвеевич решил обучать окрестных ребятишек художественному творчеству: рисованию, лепке из пластилина и глины, росписи и обжигу гончарных изделий… Преподаванию теории искусств и т.д.
Впрочем, многим чемальцам его имя уже давно и хорошо знакомо. В нашей газете не раз публиковались статьи об этом неугомонном мастере-педагоге и неисправимом энтузиасте, который, несмотря на отсутствие финансов на все желаемые виды деятельности не унывал, а смело и твёрдо, пусть и небольшими шажками, шёл к намеченным им же целям. В течение ряда лет на свои собственные пенсионные деньги он покупал всё, что было необходимо для работы с детьми, причём абсолютно без оплаты за свой труд.
Нередко В.М. Шатский наведывался туда, куда обычно выбрасывают что-либо ненужное и, представляете, находил всё необходимое на данный момент времени!
Потом из всего этого получались столы или стулья, токарный станок или даже гончарный круг… Что и говорить, умелые руки и светлая голова в совокупности с далеко идущими устремлениями открытой души могут преодолеть любые препятствия.

И так этот человек год за годом шёл к своей цели. Изюминка же заключалась в том, что на протяжении длительного периода за свою работу Виталий Матвеевич на свою пенсию покупал кисти и краски, привозил глину, инструменты для творчества и многое другое.
Но, к счастью, время идёт и многое меняется к лучшему. На усадьбе мастера сейчас уже есть все необходимые для работы с детьми постройки: мастерская зимняя и летняя, для обжига и отделки изделий, а также заготовительная. А начинал Виталий Матвеевич только со своего практически голого энтузиазма, то есть – НИ С ЧЕГО! Правда, места для посадки картофеля на его усадьбе теперь уже нет. К тому же, несмотря на то, что ему уже немного перевалило за семьдесят, хозяин усадьбы полон сил и, как прежде, альтруист, настроенный на желание делать людям добро и, прежде всего, детям.
Около двух лет назад Виталия Матвеевича приняли на работу педагогом дополнительного образования в Чемальский Дом детского творчества, пусть и на небольшую, но всё же зарплату. Правда, он, как и раньше, занимается с детьми на территории собственной усадьбы, которая называется Творческим объединением «Аура» при Чемальском Доме детского творчества. Кроме того, его мастерская находится под патронажем общественной организации «Лада» Республики Алтай. И, тем не менее, он очень благодарен руководству ДДТ в лице С.Г. Власовой, которая всегда при большой необходимости и наличии возможностей идёт навстречу просьбам этого детского объединения так, как и в случае с замечательной поездкой на Фестиваль в Новосибирск, полностью ими оплаченной.
В прошлом году мастер-педагог защитил звание педагога первой категории, и сейчас готовится вновь подняться на следующую ступень педагогического мастерства. К этой цели он идёт так же уверенно. Разрабатывает собственную методику преподавания, изучает необходимую литературу, изучает и проводит всевозможные мастер-классы, готовит статьи для публикации в различных СМИ…
Меньше месяца назад мастер-педагог по направлению руководства Дома детского творчества побывал на 13-ом Международном Фестивале керамики в Новосибирске и в течение всех десяти дней пребывания посетил множество творческих мероприятий, проводимых в разных частях города. Знакомился с детскими работами, выставленными для просмотра учащимися детских художественных школ, студий и кружков керамики. Посетил праздник «юного гончара-керамиста» и творческий конкурс, мастер-классы и концертную программу. На разных площадках, которых насчитывалось порядка десяти, мастер-педагог передвигался по городу, чтобы успеть посетить все места, где рассматривались многие направления обработки глины и доведение её до готового изделия. Наблюдал за священнодействием детей на занятиях надглазурной росписи по фарфору. Присутствовал при изготовлении керамических изделий. И всё это в рамках всё того же Фестиваля, в котором участвовали не только здоровые дети, но и те, кто имеет нарушения по зрению и слуху. Что интересно, специально для занятий с такими ребятами при НЭТИ построили новый корпус, оснащённый специальной техникой в аудиториях, адаптированных именно для таких детей и взрослых.
Несмотря на насыщенность Фестиваля всевозможными мероприятиями, В.М. Шатский успел побывать на всех. И это неудивительно, ведь он, как профессионал, считал своей святой обязанностью лично увидеть и собственными руками потрогать все изделия, которые создавались детьми в его присутствии, чтобы потом передать свои впечатления воспитанникам. Главное отличие, подмеченное Виталием Матвеевичем, которое существует между детьми новосибирскими и теми, кто приходит к нему на занятия в том, что чемальские дети занимаются и лепкой, и танцами и ещё чем-то. А вот в городе дети не распыляют своё внимание на многое, а посвящают свободное время только какому-то определённому виду занятий. Конечно, качество обучения при этом сильно выигрывает. На фестивале наш земляк познакомился со многими интереснейшими преподавателями из различных уголков Земли.
Главная же цель поездки В.М. Шатского на Фестиваль – заявить о существовании своего объединения «Аура» и о своих воспитанниках на Российском уровне. И эта цель теперь им успешно достигнута. О подобных мероприятиях нашему земляку теперь будут сообщать, приглашая его со своими учащимися и их изделиями. А это значит, что рост мастерства воспитанников и их наставника пойдёт и дальше только в гору. Не зря же он с этого знатного Форума привёз два Диплома участника за роспись «советский фарфор» и надглазурную роспись, а также Диплом по детскому творчеству за пропаганду и развитие искусства керамики в Горном Алтае. На вопрос, что понравилось ему в этой поездке больше всего, Виталий Матвеевич ответил так:
-Я познакомился с различными техниками. Пользы для себя получил очень много. Я ехал за знаниями, и я их получил. Подходы к творчеству у каждого мастера свои. Чтобы обучать, надо знать, а чтобы знать, надо учиться. Поэтому я и учусь. Постоянно. Очень понравился мне конкурс «Битва гончаров», где были представлены лепка из глины, роспись по русскому фарфору и многие другие детские поделки. Причём проводились они на разных площадках города. Я перемещался где на метро, где на автобусе… А вот из гостей мне понравились очень многие.
Особенно среди всех выделялся турок. Его мастер-классы по гончарной технике были великолепны! Это – ас, который запомнился тем, что из Турции из-за войны добирался очень сильно окольными путями. Через Польшу, Финляндию и Санкт-Петербург. И всё это для того, чтобы просто так, с очень щедрым размахом души поделиться со своими Российскими юными и взрослыми коллегами. О чём бы я его ни спрашивал, он на все вопросы отвечал охотно и полно. Ещё один узбек также делился с нами мастерством, и он тоже мне очень понравился. Вообще же я там чувствовал себя кувшином, в который беспрерывно льют и льют, а места свободного всё равно ещё много остаётся. Мне даже сны снились только про это. Я так много полезной для себя информации получил! Теперь хочется с новыми силами делиться ею со своими юными воспитанниками. Мы сейчас вышли даже на поставщиков…
Слушала я Виталия Матвеевича и невольно удивлялась его бьющей фонтаном творческой энергией и тому уважению и обожанию, с которыми дети к нему относятся.
О гончарном круге и глине хвалебное слово
А сейчас мне бы хотелось уделить немного внимания волшебному, просто мудрейшему материалу, с которым в основном работает дружный творческий тандем — команда единомышленников из «Ауры». Материал этот имеет ряд таких свойств, благодаря которым можно заниматься с ним беспрерывно и день и ночь потому, что он имеет массу целительных свойств. Причём лечит он не только тело, но и душу, наделяя их здоровьем просто на великолепном уровне, так как глина, во-первых, отличный антисептик, который воздействует на возбудителей воспалительных процессов, вытягивая токсины, прекрасно борется с бактериями, вирусами, грибками, болезнетворными организмами. При работе на гончарном круге человек занимается умственной и физической деятельностью одновременно. Сначала ему нужно будет придумать, что он хочет сделать, предусмотреть детали, затем овладеть практическими навыками и понять, как он будет применять их, воплощать идею в жизнь. Итак, занятия на гончарном круге помогут ребенку: развить творческое мышление, простимулируют умственную активность; отдохнуть душой и телом; повысить самооценку; приобрести полезные навыки; реализоваться в творческом смысле. Кроме того, глина способна даже выравнивать биополе человека.
Работа с глиной – это захватывающее, очень интересное творческое занятие, которое позволяет находить применение художественным способностям и взрослым, и детям. Вращение круга завораживает, а чудо рождения готового изделия поражает воображение даже маститых мастеров – что уж тут говорить о новичках. Глина является уникальным природным материалом. Податливая, теплая, приятная на ощупь, в умелых руках она может превратиться, как в простую детскую игрушку, так и в изящную чашку или подсвечник. Занятия лепкой из глины развивают или восстанавливают мелкую моторику рук, способствуют развитию творческого и пространственного мышления, помогают поднять самооценку, реализовать творческий потенциал, расслабиться и снять нервное напряжение. Также в процессе лепки из глины дети развивают чувство ритма, пропорции, координацию и согласованность движений. Немаловажно, что в это время происходит активация умственных процессов, ребенок старается быть усидчивым, аккуратным и внимательным — а все эти качества, как известно, очень пригодятся ему в будущем.
Рисунки и художественные работы из глины способны выражать детские переживания, страхи, ошибки, агрессию… Через общение с глиной ребёнок переживает их и освобождается от них, как будто бы ему пришлось пережить их по-настоящему. Радость, победу, уверенность в себе, доброту, любовь ребенок тоже может выразить через творчество и, таким образом, оформить и закрепить их в своей душе. Чем больше у него будет возможностей выразить себя в рисунке или в лепной работе, тем быстрее и эффективнее пойдет процесс его психического становления. Именно поэтому ребенок относится к художественному творчеству гораздо серьезнее, чем взрослый.
Из-за того что глина — природный материал, то и на человека (взрослого или ребёнка) она воздействует также, как сама природа — гармонизирует его состояние, снимая стресс и улучшая настроение. В глине содержится много минералов. Работа с глиной сокращает количество простудных заболеваний, вследствие взаимодействия с ней прекрасно растут ногти и некоторым взрослым удаётся вылечить даже артрит…
Завершая беседу с Виталием Матвеевичем, я задала ему ещё один вопрос: «А не хотелось бы вам, чтобы с чьей-то сильной (в материальном плане) стороны пришла помощь? Ведь, наверное, трудно одному справляться со стольким количеством организационных и финансовых забот?».
-Мне самому ничего не надо. А вот детям, которые у меня занимаются конечно, помощь бы не помешала. Мы с ребятами за эти годы прошли самую начальную подготовительную часть творческой деятельности: рисунок, живопись, натюрморт, русские росписи, свистульки, посуда, керамические игрушки и т.д. Присутствуя на Фестивале, я видел очень бескорыстное отношение педагогов-керамистов к своей деятельности. Они без оглядки на оплату раскрывают творческие тайны, раздают их щедро. Они богатеют за счёт того, что они раздают. А всё потому, что чем больше отдаём мы людям, тем больше мы получаем от них. Именно по этим принципам они все мне и понравились. По этим же принципам живу и я. Там нет зажатости. Всё открыто. У всех и ото всех. Мастер из Турции с огромными трудностями приехал к нам в Россию, в Сибирь. Столько он испытал в свой адрес подозрений. Только через Финляндию и смог добиться разрешения на въезд. У него такое чистое восприятие мира творчества и самой жизни, как и у всех остальных педагогов, побывавших на Фестивале! Он и сам как ребёнок. Всё накопленное им раздаёт! Кстати, его имя занесено в книгу Рекордов Гиннеса, как мастера-гончара, изваявшего вазу размером в 5,5 метров.
А если по поводу помощи или просьб, я привык справляться сам, без посторонней помощи. Учиться, трудиться, искать и не сдаваться. Да и не один я — со меной мои воспитанники, которым не только я помогаю овладеть некоторыми знаниями, но и они меня тоже учат: искать что-то новое, находить иные подходы к душе ребёнка, к его творческим мечтам. Конечно, несмотря на все мои привычки трудиться в одиночку, я, конечно, не отказался бы от помощи меценатов. Настоящих, которые радеют не за накопление энной суммы денег, а за будущее нашей России, которыми и являются мои ученики. И это может быть даже не столько денежная, сколько организационная помощь — какими-то материалами, привозом той же глины или чего-то другого, необходимого в нашей творческой деятельности. И только для детей.
Кстати, издавна меценат в широком смысле понимания этого слова не только приобретает и следит за дальнейшей судьбой взятых под свою опеку произведениями искусства. Меценаты приобретали и приобретают какие-то творческие работы для того, чтобы людям было чему радоваться, чтобы на добровольной и безвозмездной основе способствовать развитию науки и искусства.
Когда-то с помощью инвестиций в искусство решались даже политические задачи великого Рима, укрепление его позиций, а также мощи Римской империи и её власти. Поэтому, поддерживая искусство и развивая духовность общества, меценат способствует созданию условий реализации стоящих перед обществом глобальных задач.

Конечно же, есть множество способов стать хорошим человеком и кроме успехов в художественном творчестве, но всё же любая попытка движения в этом направлении оправданна и благотворна, ибо, как когда-то было сказано Ф. Достоевским – МИР СПАСЁТ КРАСОТА! А что может быть прекраснее, чем развитие творчества и расширение его горизонтов в любом его виде и при помощи рисунка и глины, в том числе.

Символична в этом плане притча о том, что всё в этой жизни зависит от нас самих. А еще символично, что глина — именно тот материал, который Бог подарил человеку. Ведь это действительно дар, это тот материал, который испокон веков приносит нам только пользу и большие блага:
«Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
—Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.
— Слепи мне счастье, — попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины…

Людмила Голонягина, фото предоставлено В.М. Шатским.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Print Friendly
Чемальский вестник
Счетчики
Индекс цитирования. Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг алтайских сайтов
«Узнай о своих долгах»!
Рейтинг@Mail.ru