Радиоканал Чемал Плейлист
Календарь
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Празднование Jылгайака (Дьылгаяка) в селе Бешпельтир – алтайской традиции встречи весны, а по сути, Нового года, как и ожидалось, стало большим и радостным мероприятием для всех жителей села. К одиннадцати утра на месте проведения праздника – школьном стадионе собрались и взрослые, и дети. Людей ожидали богато накрытые столы, нарядно украшенная сцена. Начала с волнением ждали участники творческих конкурсов и состязаний в красивых национальных костюмах. Как и на районной Масленице, здесь было много детворы, которая наблюдала за состязаниями и резвилась весь день, пока продолжалось празднование.
Праздники в Бешпельтире всегда отличаются очень доброжелательной атмосферой и разнообразными конкурсами. В составе творческих коллективов в основном просто любители, которым нравится собираться вместе и создавать веселые и зрелищные номера. Спорт, как известно, в селе тоже очень развит. Главный тренер и пример для детей и молодежи сам глава сельского поселения Валерий Александрович Каланов, известный и своими многочисленными спортивными достижениями, и успехами своих воспитанников далеко за пределами нашей республики. Его ученики становятся победителями и призерами на уровне республики и на всероссийских турнирах.
Таким образом, спорт и традиции – главная особенность села Бешпельтир, самые любимые направления для его жителей. Во время открытия Jылгайака на это обратила внимание и глава Чемальского района Александра Леонидовна Механошина. Она поздравила жителей и гостей от имени Совета депутатов Чемальского района. «Бешпельтир одно из немногих сел, которые сохраняют национальные традиции, передают их будущему поколению, чтобы они не нарушались и развивались дальше. Спасибо вам за гостеприимство и за ваш вклад в развитие нашего района», – обратилась глава района к участникам и гостям праздника, пожелав жителям села процветания, взаимопонимания, мира и счастья.
Валерий Александрович Каланов, обратившись к землякам и гостям, подчеркнул, что Jылгайак – это праздник весны, имеющий большое значение для всего народа. «Наши предки отмечали его с давних времен. Жители нашего села бережно хранят эту традицию и отмечают праздник весны ежегодно. Все мы желаем, чтобы он оставался нашим традиционным праздникам и сейчас, и для будущих поколений», – отметил глава сельского поселения. Он напомнил, что в преддверии празднования – 6 марта жители села провели традиционный обряд поклонения природе.
Такие обряды, как правило, проводятся под руководством знатоков традиций и обычаев народа. Для жителей Бешпельтира, а часто всего Чемальского района, обряды проводит Василий Иванович Яндиков. Он один из самых известных и уважаемых жителей села, человек, обладающий глубокими знаниями о верованиях и традиций алтайского народа. В ходе обряда поклонения природе высказываются различные благопожелания, которые направлены на привлечение мира, достатка и благополучия. На празднике Василий Иванович произнес ряд таких благопожеланий, на алтайском языке называемых «алкыш».
В своем выступлении Валерий Александрович Каланов обратил внимание и на важный для всех жителей села факт – 21 февраля 2012 года в селе Бешпельтир заработала сотовая сеть МТС. В проведение линии сотовой связи в селе большой вклад внес Виктор Леонидович Яныканов, глава крестьянского хозяйства, бывший депутат Госсобрания – Эл Курултай Республики Алтай. Пригласив его на сцену и повязав ему по алтайской традиции пояс, как и другим почетным гостям, глава Бешпельтирского поселения выразил ему большую благодарность от лица всех жителей. Виктор Леонидович признается, что в целом для него это стало неожиданным и приятным событием. После праздника он решил поделиться своим мнением и воспоминаниями о событиях пятилетней давности, в этом номере мы публикуем его комментарий.
Жителей Бешпельтира тепло поздравила также Любовь Викторовна Тоорчукова, начальник финотдела администрации Чемальского района, являющаяся куратором Бешпельтирского сельского поселения.
Праздник всем его участникам и зрителям наверняка запомнится надолго. Прошел он очень интересно, без суеты, растянувшись почти на пять часов. Люди могли не только наслаждаться яркими зрелищами – конкурсами, выступлениями талантливых артистов, среди которых были и молодежь, и люди почтенного возраста, и совсем юные исполнители, оригинальными спортивными состязаниями, но также вкусно поесть за праздничными столами, которые накрыли для них основные участники мероприятия. Такими участниками стали команды улиц села Бешпельтир. Подобный способ формирования команд – новинка. Гостям были предложения угощения на четырех столах, которые накрыли те же команды-участники. Новая идея, кажется, воплотилась в жизнь в лучшем виде.
Ведущей на празднике выступала работник культуры Ирина Алексеевна Такина. Замечательно прошли все праздничные мероприятия. Это и шуточный конкурс «Тастаракай», и концертные номера, и состязания по народным видам спорта, среди которых долгожданным и самым зрелищным после борьбы куреш стала джигитовка на лошадях, украшенных яркими попонами. Джигитовка – опасный вид соревнований. Помимо испытания, в ходе которого всадник должен заарканить шест, было задание на скаку поднять с земли арчымак – кожаную сумку, которая прикрепляется к седлу.
В итоге первое место в праздничной программе конкурсов заняли сразу две улицы – Елендинская и Чичкинская, 2-е место было присуждено улице Центральной, 3-е – Уйтушкенской и 4-е – Калбажакской улице.
В перетягивании палки победил Юнкунов Арутай, на 2-е место вышел Татанаков Геннадий, 3-е место досталось Василию Ебечекову.
В состязаниях по борьбе куреш победил Чендеков Василий, 2-е и 3-е места разделили Ренат Токпоков и Анатолий Кокшунов соответственно. В джигитовке на лошадях победу одержал Игорь Каргачаков, 2-е место занял Геннадий Татанаков, 3-е место разделили Такин Рома и Манышев Саня.
В перетягивании каната в командном первенстве лучшими оказались жильцы улицы Елендинская. На второе место вышла улица Калбажакская и на третье Центральная.
Одни из источников дают следующее толкование празднику Jылгайак:
«Это алтайский Новый год. До сих пор существует выражение «jыл келген» – это означает, что пришел Новый год. Алтайцы испокон веков занимались скотоводством и с нетерпением ждали, когда наступит весна. Приход весны для человека, который занимается сельским хозяйством, очень важен. С наступлением весны, а это день весеннего равноденствия 21 марта, алтайцы встречали Новый год – Jылгайак, и возлагали на него большие свои надежды. Это означало для скотоводов, что пришёл конец суровой сибирской зиме, конец бескормице и падежу скота. Падеж скота всегда представлял собой ухудшение благосостояния семьи скотовода.
Алтайцы вели, и сейчас скотоводы ведут кочевой образ жизни и ставят свои юрты там, где мог бы без падежа перезимовать их скот, а не там, где им самим было бы хорошо. В мировоззрении алтайского народа природа защищает их и покровительствует им. Все обычаи и традиции алтайского народа связаны с природой. Они всегда трепетно соблюдали тюркский солнечно-лунный календарь. Все праздники и поклонения проводили в новолуние. Особое значение придавали календарно-обрядовым праздникам, таким как Jажыл бӱр (приход лета 21 июня), Сары бӱр (приход осени 21 сентября), Кӱн узаар (увеличение светового дня 21 декабря) и Jылгайак – приход весны и Нового года 21 марта.
Из всех этих праздников Jылгайак считался и считается у алтайцев Великим народным праздником, именуемым: Улыстыҥ Улу байрам или Улыстыҥ Улу Кӱни (Великий праздник людей или Великий День людей). К встрече и проведению Нового года-Jылгайак алтайцы всегда относились трепетно, приводили в порядок своё жилище. 20 марта устраивали скромные проводы уходящего года. И ранним утром 21 марта с восходом Солнца старейшины с камом проводили молебен, приносили жертвенные приношения духу Улгеню, кудаю Теҥери коня и мясо-молочные продукты, освящали – кропили святые места молоком.
Кам вступал в переговоры с духом Улгенем, просил его принять жертвенный дар, а взамен дать хороший урожай и приплод. После проведения всеобщего обряда в каждой семье в зависимости от их достатка также приносили жертву духам своих предков до седьмого колена, просили у духов удачу для семьи, рода и jӱрта (села). В алкышах (благопожеланиях) каждый просил помощи в первую очередь для народа, а потом для семьи и в последнюю очередь для себя».

Подготовил А. Кубашев

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Версия для слабовидящих
Чемальский вестник
Счетчики
Индекс цитирования. Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг алтайских сайтов
«Узнай о своих долгах»!
Рейтинг@Mail.ru